Забытая версия балетной классики

15.09.2009, 21:05

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михайловский театр начинает сезон знаменитым балетом «Лебединое озеро». Это восстановленная и в то же время современная хореография Горского-Мессерера 1956 года.

Премьерой балета «Лебединое озеро» сегодня открывает новый сезон Михайловский театр. Это восстановленная и в то же время современная версия известной постановки Александра Горского и Асафа Мессерера 1956 года.

Авторы, по их собственному признанию, попытались не повторить блестящий спектакль. Но оформление менять не стали, костюмы и декорации использовали те же, что и полвека назад.

На генеральной репетиции побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В Михайловском театре постарались создать аутентичную постановку 1956 года. Ту самую версию «Лебединого озера», которую знал весь мир. Именно эту постановку показывали Кеннеди, Тито, де Голлю, Мао Дзэдуну. Спектакль Большого театра за рубежом стал буквально символом советского балета.

На этой сцене воссоздали не только хореографию, но декорации и костюмы. Для этого художнику Вячеславу Окуневу пришлось поработать с опубликованными эскизами. А также с помощью компьютера детально изучить на старой кинопленке облачение персонажей, чтобы точно повторить их в новых материалах.

Вячеслав Окунев, художник-постановщик: «У Вирсаладзе был блестящий костюм. И у нас шили мастера, которые еще здесь с ним работали. Мы нашли те, кто для него шил, кроил. Они были привлечены к работе. Он начинал тоже в Михайловском театре, тогда Малом оперном».

Симон Вирсаладзе служил в лениградском театре перед войной и после 45-го. Та версия во многом стала квинтэссенцией всего лучшего, что было создано в «Лебедином» московскими и петербуржскими постановщиками.

Асаф Мессерер в 56-м году опирался на хореографию Александра Горского, который танцевал еще на сцене императорской Мариинки. Потом ставил «Лебединое» в Москве. Хотя, говорят, легендарная версия родилась во многом из-за разницы в хореографической подготовке двух столиц.

Самые известные па «Лебединого озера», которые чаще всего используют для афиш, в этой версии изменены. Оказывается, со временем классические жесты балета утрачиваются.

Один из па у балерин кордебалета появился в одной из редакций Горского — танцовщицы изгибают руку над головой. А в версии, привычной для сегодняшнего зрителя, балерины поднимают ее вверх словно корону.

Михаил Мессерер уверен в каждом движении нынешней постановки «Лебединого» и потому, что когда-то сам танцевал в спектакле, и часто говорил о легендарной хореографии со своим дядей Асафом Мессерером.

Михаил Мессерер, хореограф: «„Лебединое озеро“ я помню чуть ли не с младенчества. И, конечно, всплывает масса интересных деталей. Мне кажется, это винтажный спектакль. Мы его выбрали в связи с этим. Это хорошее ретро».

Правда, в том оригинальном спектакле танец маленьких лебедей исполняли шесть балерин. В Михайловском, как принято в большинстве версий, будет только четыре. Оказывается, не просто найти миниатюрных балерин.

По этой же причине в Большом когда-то тоже отказались от усиленного состава маленьких лебедей. Для ведущих же партий определено несколько составов. В главной роли на сцену выйдет Екатерина Борченко.

20 лет в роли Одетты-Одиллии блистала Майя Плисецкая. Тогда критикам не нравились змееподобные руки балерины, которые напоминали умирающего лебедя. Но именно этот элемент стал самым узнаваемым в мире жестом примы. Позднее многие старались, но так и не смогли его повторить.

Романтическая редакция «Лебединого озера» времен оттепели была настолько успешна, что шла до середины 70-годов. А сразу после премьеры была на «ура» принята на гастролях в Лондоне.

Те показы были признаны критиками вторым по значимости событием после дягилевских сезонов, утвердивших приоритет русского балета. Сегодня Петербург старается восстановить утраченные шедевры, потому что на Западе по-прежнему хотят видеть наш балет и только «Лебединое».

Читайте также