Татьяна Черниговская: с мозгом надо делать то же самое, что и с телом. Эксклюзив НТВ

30.01.2017, 10:00

Видео программы «Поздняков»

В США, Европе и Китае тратят огромные государственные и частные деньги на изучение человеческого мозга. России за ними по масштабам инвестиций уже не угнаться, и тут не должно быть иллюзий. Но не все так мрачно.

Об этом в эксклюзивном интервью программе НТВ «Поздняков» рассказала профессор Санкт-Петербургского университета, заслуженный деятель науки нейролингвист Татьяна Черниговская. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью.

Татьяна Черниговская: «Я не тот человек, который знает эти цифры, поэтому я про цифры говорить не буду. Но глядя на то, сколько тратят на это они, я думаю, что мы не можем конкурировать. Поэтому мы конкурировать должны в другой сфере. Мы не должны гнаться за валовым продуктом, как метафору я это говорю… Здесь мы можем выиграть в смысле нетривиальных ходов, необычных решений каких-то, понимаете? Это должны быть прорывы не в смысле „мы бежим, бежим и добежим“. Мы вообще не должны бегать в эту сторону. Потому что те, кого мы собираемся догнать, не спят в это время, они тоже бегут. И они очень хорошо подготовлены… Поэтому у нас не должно быть иллюзий таких, что мы сейчас напряжемся и догоним. Мы должны прекратить догонять. Это не идея, кто быстрее прибежит. Это идея, кто в какую сторону свернет».

По словам Черниговской, интерес к когнитивным (междисциплинарным — Прим. ред.) наукам и технологиям совсем не случаен: прорыв в этой области способен радикально изменить и энергетику, и социальную сферу, и систему образования.

Поляризация образования — опасная тенденция, считает Черниговская. По ее словам, сильное элитарное образование в России по-прежнему есть, а вот с общим — большие проблемы.

Татьяна Черниговская: «Такое настоящее, серьезное образование, оно очень дорогое… Но, конечно, это зависит от специальности. Скажем, если вы готовите физика, то это вообще запредельные деньги. Или генетика. То есть это очень дорого. Ну и гуманитарное образование дорогое… Не будем сейчас обсуждать, почему. И дальше идет некое общее образование вообще для всех. Вот что у меня вызывает тревогу настоящую — это размывание середины, которая очень важна. Потому что мир не состоит из дна и верхушки. Огромная часть мира, большая часть мира — это некое в хорошем смысле среднее такое поле… Мир не состоит из Эйнштейнов, Нильсов Боров, Леонардо да Винчи и остальных, которые там улицу подметают. Это ведь не так. Поэтому, мне кажется, что важность именно общего образования, и более того, общего среднего, школьного образования, — ее недооценивать может только сумасшедший, поэтому что это основное население Земли».

Исправить ситуацию, по словам Черниговской, могло бы возвращение к канонам классического образования, в том числе и к лучшим советским практикам в данной сфере.

Чрезмерное увлечение электронными гаджетами и Интернетом негативно влияет на мозг человека, уверена Черниговская. Это доказано и современными объективными методами — исследованиями с помощью магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной томографии и магнито-энцефалографии.

Татьяна Черниговская: «Да, и они показывают, что память у „поколения Гугл“, прямо этот термин есть — Google generation, — память у этих людей хуже, чем у их бабушек или даже прабабушек, что, вообще-то, настораживает. Незачем помнить: электронные календари, любой адрес — набрал первые две буквы фамилии, и он тебе выскакивает. То есть зачем помнить? Незачем помнить… (Домой) тебя приводит навигатор. То есть, если говорить не о практической пользе, что, конечно, очень хорошо — иметь навигатор, кто там спорит, а о качестве мозговой деятельности, то это качество ухудшается, потому что не тренируется. Мы с мозгом должны делать то же… что мы делаем с телом».

По словам Черниговской, чтобы мозг не заплыл жиром, его нужно регулярно нагружать решением трудных задач и стараться не захламлять информационным мусором. Полную версию интервью смотрите в видеофайле. В эфир НТВ программа «Поздняков» выйдет сегодня в полночь.

Читайте также