Радиолюбителям грозят тюрьмой?

06.09.2009, 20:59

Видео программы «Сегодня»

За прослушивание авиационных радиочастот могут наказать тюремным сроком. Первый прецедент — в Польше.

Российский Интернет живо откликнулся на пришедшую из Польши новость об уголовном преследовании человека, записавшего и выложившего в сеть предсмертные радиопереговоры белорусских пилотов на авиашоу в Радоме. Обсуждают две темы: кому может навредить появление таких записей; и не начнут ли за это сажать и в России?

На самом деле проблема куда шире, чем кажется на первый взгляд. Прослушиванием авиационных частот занимаются тысячи радиолюбителей. Есть сайты, на которых выложены сотни подобных записей. И не очень понятно, что именно здесь можно считать незаконным.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный изучил эфир.

Падение белорусского Су-27 сначала все увидели, а затем и услышали.

Запись: «Катапультируйся, катапультируйся!»

Последние секунды трагического эфира, как выяснилось, записал и выложил в Интернет простой польский радиолюбитель. И это могло выглядеть примерно так.

Запись: «Следуйте… Снижение сейчас или по расчету?»

Правда, в отличие от польского коллеги, у Сергея нет возможности записать эфир. Он с помощью небольшого прибора-сканера переговоры пилотов с диспетчерами просто слушает.

Запись: «Четыре четверки, снижайтесь. Четыре — двести».

Он назначает встречу возле одного из столичных аэропортов и просит не показывать лица — тема скользкая. Вроде бы сканеры можно купить на любом радиорынке. Самый дешевый, правда, стоит от 7 до 10 тысяч рублей.

Координаты эфирных частот можно легко найти в Интернете. Но официальной, четко сформулированной позиции властей или спецслужб по поводу можно это делать или нельзя, никто из радиолюбителей не знает. И многие из них искренне не понимают, почему поляка, услышавшего и давшего всем послушать последние слова из кабины Су-27, теперь могут посадить.

«Нашли козла отпущения. Почему? Представляете, убили человека, а какой-то энтузиаст залезет через разбитое окно в морг СМЭ и проводит там фотосъемку жертвы, чтобы преподнести публике жареные факты. Есть грань, за которую нельзя никогда переступать», — пишет интернет-пользователь.

«Если это секретная информация, не для посторонних ушей, так пусть шифруют, скремблируют и так далее. А то, что по эфиру в открытом виде передается, не представляет никакой тайны», — утверждает другой блогер.

Сергей, радиолюбитель: «Прослушивание переговоров военных самолетов — это еще более скользкая тема. И тут на самом деле это запрещено. Можно попасться, расстаться с аппаратурой, ну, и со свободой».

Слушать эфир, говорят они, это занятие, которое затягивает. Все начинается с безобидного увлечения: вроде поехать на выходных послушать самолеты. Но затем все это может перерасти уже в следующую стадию, это когда человек часами не снимает наушники, слушая, записывая и даже выкладывая в сеть записи радиопереговоров.

Но о том, что манипуляции с чужими переговорами могут стать не только морально-этической, но и юридически уголовной проблемой слушающего, знают далеко не все — 138 статья Уголовного кодекса призвана покарать за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений граждан, в том числе и с использованием технических средств. Крупный штраф, исправительные работы и даже арест от двух до четырех месяцев. Но что имеется в виду под термином «нарушение»?

Павел Астахов, адвокат: «Имеется в виду все. Любое вмешательство: прослушивание, распространение, собирание информации, какая-либо ее обработка и обнародование. То есть здесь любая форма вмешательства запрещена законом прямо».

Но сами же юристы признают: судебная практика по таким делам ничтожно мала. Да и довести дело до суда сложно. В ответ радиолюбители удивляются: мы ведь просто слушаем, наши сканеры настроены таким образом, что выйти в эфир на частоте авиации просто невозможно. Заграничный опыт подобных прослушек и вовсе порождает информационные бомбы.

В английском телеэфире долго крутилось видео: в двигатель «Боинга» с двумя сотнями пассажиров на борту при взлете попадает птица. Увидели, что могло произойти страшное. Но затем послушали и поняли, что экипаж действует четко, слаженно и сначала объявляет тревогу.

Запись: «Томсон-254 просит о помощи, серьезные проблемы с правым двигателем при взлете».

А затем с помощью диспетчеров спокойно сажает самолет на полосу.

Запись: «Давайте обсудим, аэродром Ливерпуля доступен для посадки. Но вы также можете вернуться обратно в Манчестер».
Запись: «Принимаю решение вернуться обратно в Манчестер».

Сергей, радиолюбитель: «В случае как раз катастроф каких-то следственные органы могли бы сотрудничать. Может быть, какой-то нет у них информации, какую-то дополнительную информацию люди могли бы дать совершенно бескорыстно».

Большинство радиолюбителей расставаться со своим увлечением не намерены. Как отреагирует на это милиция, пока неизвестно. Но за наполняемость Интернета, а значит, телевидения и радио свежими прослушками вряд ли можно беспокоиться. Уж слишком для многих слушать чужой эфир стало привычкой.

Читайте также