Майкл Мур продолжает обличать

06.09.2009, 20:36

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

На Венецианском фестивале — конкурсная премьера. Долгожданный и уже нашумевший фильм Майкла Мура «Капитализм: история любви».

Сегодня на Венецианском кинофестивале дают одну из самых ожидаемых конкурсных премьер — автор «Фаренгейта 911», режиссер-провокатор Майкл Мур снял новый документальный фильм «Капитализм: история любви».

Судя по рекламным роликам, Мур остается верен себе: мешает факты, домыслы, обличительный пафос и безудержное самомнение в нечто, не имеющее отношение к объективизму, зато шкварчащее, громыхающее и орущее.

На сей раз под атаку профессионального скандалиста попала капиталистическая система в целом, каковую Мур топчет всей своей раздавшейся 120-киллограмовой массой.

За всем этим наблюдает корреспондент НТВ Вадим Глускер.

Он обличал обилие огнестрельного оружия у американского населения в «Боулинге для Коломбины», намекал на связи Джорджа Буша и Усамы бен Ладена в «Фаренгейте 911» или пытался вывезти простых американцев на лечение на Кубу в «Сиско».

На этот раз обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Канн, Майкл Мур представил свою исследовательскую работу на предмет слепой любви к деньгам и ее последствиях. Она так и называется: «Капитализм: история любви», которая, как заявил сегодня в Венеции режиссер, «закончилась громким разводом».

Майкл Мур, режиссер: «У нас есть закон, который запрещает азартные игры. Но на Уолл-стрит это разрешено. Они крутят нашими деньгами, вкладывая их в пирамиды, махинации с кредитами, которые приводят к дефолту и так далее. Надо нечто большее, чем просто взять их под контроль и регулировать».

Жесткие интервью, шокирующие сцены, как, например, плачущие дети, вынужденные спать на улице вместе со своими родителями. «Капитализм: история любви» — это еще и одна сплошная провокация, на грани с клоунадой.

То Майкл Мур обклеивает желтой лентой, которой полиция обычно преграждает вход на место преступления, здание нью-йоркской биржи и в мегафон предлагает капиталистам сдаваться. То, например, садится практически в броневик и пытается ограбить банк, чтобы помочь американскому трудовому народу.

Майкл Мур, режиссер: «Я неотступно следую за теми людьми, появляюсь в тех местах и разбираюсь в тех вещах, которые привели к столь крупному ущербу. И все эти имена и названия, знаете, они не заканчиваются словом Буш».

Но порой за дешевым популизмом у Мура скрывается все-таки серьезное экономико-политическое исследование. Дескать, финансовый кризис начался еще при Рональде Рейгане, когда США стали одной большой корпорацией. При Джордже Буше американская финансовая система и вовсе превратилась в казино.

Свободный рынок разрушил Америку, превратив ее в страну третьего мира, где каждые семь с половиной секунд одна семья лишается дома и где ежедневно 14 тысяч человек теряют работу. И если США не изменят своего отношения к капиталу, то страна просто падет, как древний Рим. Впрочем, по мнению Мура, шанс еще есть.

Майкл Мур, режиссер: «Во мне Барак Обама узнает себя. С тем же настроем он баллотировался в президенты. В последние недели, неоднократно пересматривая свой фильм, я вдруг понял, что многое в нем адресовано одному-единственному человеку — тому, кто сидит в Белом доме».

Фильм заканчивается и вовсе джазовой версией Интернационала, чтобы, как сказал Мур, каждый зритель понял, против чего он должен бороться. Самое любопытное, что в американский прокат картина Майкла Мура выйдет 2 октября 2009 года, то есть спустя ровно год, как американские власти приняли решение о выделении 700 миллиардов долларов для поддержания Уолл-стрит.

Читайте также