Германия пытается продать наследство прошлого

02.09.2009, 20:10

Видео программы «Сегодня»

В центре внимания прессы оказались 79 гектаров немецкой земли севернее Берлина.

В центре внимания прессы оказались 79 гектаров немецкой земли севернее Берлина. Территорию бывшей базы вооруженных сил СССР с полигонами для стрельб и бункерами выставили на аукцион. Прием заявок уже закончен, в ближайшее время пройдут торги.

Это одна из тех баз, что осталась Германии в наследство от Западной группы войск. Как раз в эти дни отмечается 15 лет с момента ее вывода. Вся оставшаяся недвижимость стоимостью более десяти миллиардов немецких марок перешла в собственность Германии.

Корреспондент НТВ Андрей Шилов передает с места событий.

Музей истории Западной группы войск открыли под Берлином, в Вюнсдорфе. Здесь собраны фотографии, видео и текст 1945–1994 годов и немного о том, что было после вывода. Контейнеры по три тонны на семью, палаточные городки для вернувшихся на родину — это в России. А в Германии?

Матвей Бурлаков, в 1990–1992 гг. — главнокомандующий Западной группой войск: «Здесь у меня был штаб воздушной армии в этом городке, а штаб группы войск был прямо на юг».

До музея тут были конюшни и склад. Это как раз хороший пример конверсии, но редкий. Обычно территории заброшены. Хорошо, если ограда крепкая.

15 лет назад ушли российские войска из Германии — это уже история, уже и музей открыли, но до сих пор стоят неприкаянные бывшие советские военные базы. Например, база «Лихен-2» под Берлином — 79 гектаров. Что делать с этим тяжелым наследием прошлого? Сейчас участок пытаются продать на аукционе.

Два бункера ракетных частей и 40 зданий покупателей не интересуют, главное — сосновый лес. Здесь можно заняться деревообработкой. Но эффективного собственника обяжут снести хотя бы четверть построек. Государство с бывшими базами давно не справляется. Даже сам аукцион проводит нанятая частная фирма.

«Двузначное число претендентов, представляющих концепцию управления лесным хозяйством, получено в случае со складом ядерного оружия „Лихин-2-ПМ-041“. Мы также рассматриваем предложение по использованию его как музея или туристической достопримечательности», — говорится в сообщении компании — организатора аукциона.

Другой участок под Берлином получил собственника, но тот разорился. Приходится начинать сначала. Ирена Краузе живет рядом и проводит тут экскурсии.

Ирена Краузе, экскурсовод-любитель: «Я всегда говорю туристам: это не русские тут разрушили, это немцы сделали, позже».

Корреспондент НТВ: «Все никак не придумают, что с этим делать?»

Ирена Краузе, экскурсовод-любитель: «Да. Большинство туристов возмущены тем, что наше правительство ничего не делает с этими зданиями».

Пока нет собственника, сюда ходят фотографы для самых разных фотосессий на фоне исторических развалин. Студенты факультетов искусств даже основали летнюю школу, которая неплохо смотрится на фоне советского политбюро. Актуальный проект: художница собирает по всей территории старые бутылки.

Инга Майер, студентка: «Я чувствую, что здесь много чего происходило. Но я могу только чувствовать, я не могу это увидеть. Что-то тяжелое такое. И я хочу это свое чувство как бы поместить в бутылки, которые я здесь нашла. Будет нечто вроде комнаты памяти».

Осмысление недавнего прошлого в Германии явно идет быстрее освоения оставшихся территорий.

Читайте также