Шекспировскую сказку в театре Ленсовета поставили с помощью великих классиков

23.12.2016, 18:41

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Режиссер Юрий Бутусов в театре имени Ленсовета представит свое прочтение пьесы «Сон в летнюю ночь» в спектакле «Комната Шекспира».

Эта постановка о ночи Ивана Купала, когда стирается грань между реальностью и сном, стала синтезом произведений сразу нескольких великих авторов, в том числе Шекспира и Достоевского. Как сочетаются миры героев русской и английской классики, увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Едва различимые герои, силуэты которых скрыты в дыму, страстно танцуют под композицию «Элефант» Дэмьена Райса. Творчество ирландского певца, использующего фолк-мотивы, как нельзя кстати подошло к тому, что происходит на сцене. Римма Саркисян сама придумала движения для своего образа Паутинки. Еще она отвечает в спектакле за пластику.

Римма Саркисян, режиссер по пластике, исполнитель роли Паутинки: «Хотелось вытащить из них животную природу, чувство похоти, какую-то сексуальную энергию. Мы все молодые, пышущие. Это одна из важнейших тем этого спектакля».

Молодежи в этой невообразимо веселой пьесе Шекспира отданы в том числе и главные роли. А как иначе? Ведь в центре внимания — четверо влюбленных, а еще Пак, который, как известно по сюжету, всех запутал. И той самой ночью кое-кто из персонажей пал жертвой его превращений.

Но главная метаморфоза (это уже по воле художественного руководителя постановки Юрия Бутусова) произошла с самим шекспировским текстом. В сценической трактовке скомпилировали несколько переводов, взяв за основу классический Лозинского. Но на этом не остановились.

Александр Крымов, исполнитель роли Лизандра: «У нас в большинстве случаев текст шекспировский. Также мы добавляем Достоевского. Еще есть тексты из Овидия. Но в большинстве случаев у нас Шекспир, чтобы было понятно, о чем идет речь в спектакле».

Постановщики словно решили взглянуть на волшебную шекспировскую сказку глазами классиков. Не только Достоевского, а еще Картасара, Бердяева, Кафки, дополняя текст английского драматурга теми фразами, что рифмуются с историей его героев.

София Никифорова
, исполнительница роли Елены: «Ситуации достаточно обыкновенные у Шекспира. Они происходят быстро и внезапно благодаря волшебству. У Достоевского есть сложный процесс преодоления, рождения нового чувства. Достоевский это подробно описывает. У нас это всё рифмовалось».

Казалось бы, парадоксально, но в случае с сюжетом, где и так всё запутано, такой прием вполне оправдан. Всё действие разворачивается в одной комнате. Это своеобразная метафора нашей жизни. Режиссер свел в одно место то, где проходит жизнь человека (в данном случае — героев). Это и волшебный лес, и город, где происходят события. В общем, получился спектакль «Комната Шекспира».

В ней всё меняется ежеминутно. Так, в одной из сцен возникает хворост, который буквально проникает сквозь окна. Это волшебный лес входит в ту самую загадочную комнату Шекспира. Замкнутое сценическое пространство оказывается действующим персонажем, почти инфернальным существом.

Юрий Бутусов вместе с режиссером-дебютантом Романом Кочержевским предлагает взглянуть на шекспировские чудеса сквозь призму необычного пространства, меняющего сознание людей да и, пожалуй, суть вещей. Ведь приснится в такую летнюю ночь может всякое.

Читайте также