В Пушкинском музее открылась уникальная выставка работ Кандинского на стекле

20.12.2016, 21:39

Видео программы «Сегодня»

Стекло — хрупкий материал. Но риск неосторожным движением разбить творение не останавливал Василия Кандинского. Ведь он — пионер абстракционизма форму и цвет ценил больше сюжета произведения.

Яркость этих подстекольных картин едва ли передаст самый современный из телеэкранов.

Наталья Автономова, куратор выставки, заведующая отделом личной коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Вероятно, вот эта основа дает такую особую базу для цвета, для света, преломления света. Потому что это не холст такой затонированный, матовый, или картон».

Подстекольную живопись Кандинского впервые выставляют в таком объеме. Здесь, правда, не ассоциирующиеся с именем мастера абстрактные композиции. Сюжеты то ли из народных, то ли из сказок Пушкина. Василий Васильевич, немало прожив в Европе, горячо любил так называемый русский лубок и не раз возвращался к этим мотивам в работе.

Наталья Автономова: «Какая там по тематике сказка — вы никогда не определите. Но образы очень знакомые. Там и гармонист, и красивый город на скале. Это и дамы в кринолинах, и кавалеры-всадники».

Полуторавековой юбилей Кандинского по всему миру отмечают, конечно, благодаря другим работам. Несколько десятков абстрактных акварелей и гуашей — погружение в мир бессознательного. Смотря на них, говорят эксперты, не надо искать смыслы.

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Прислушаться к себе, расслабиться и просто попытаться почувствовать, что ощущаете в этот момент. Ни разу еще Кандинский не подвел в этих чувствах. Это человек, который дарит гармонию, а не разрушение».

Пятьдесят работ, выставленных в Пушкинском музее изобразительных искусств, написаны во второй половине 1920-х. Эти годы художник проводит в Москве. И находит здесь новую музу.

Выставку работ Кандинского озаглавили «Багатели» — в переводе с французского «безделицы». Так сам художник называл свои акварели. Но закрывающя юбилейный год экспозиция, настаивают кураторы, не безделица, а редкая возможность увидеть другую сторону творчества и чувств мастера.

Читайте также