В США вспоминают визит Хрущёва

30.08.2009, 20:02

Видео программы «Сегодня»

50 лет назад в гости к фермеру Бобу Гарсту в американский штат Айова приехал Никита Хрущёв.

В американском штате Айова вспоминают в эти дни об одном интересном историческом событии. 50 лет назад в гости к местному фермеру Бобу Гарсту приехал Никита Хрущёв. Это была первая поездка советского руководителя в США, которая произвела глубокое впечатление и на гостя, и на тех, кто его принимал.

Американцы прониклись к Хрущёву симпатией — за то, что он вел себя, как свой парень. А сам Никита Сергеевич вернулся из Америки с самой знаменитой своей идеей: сделать кукурузу «царицей полей».

Корреспондент НТВ Антон Вольский встретился со свидетелями хрущёвского визита.

На знаменитой ферме Гарста даже спустя 50 лет все по-прежнему: тот же дом, те же поля и кукуруза. Но теперь сельским хозяйством здесь никто уже не занимается — все это экспонаты музея.

Тале Фонт, представитель музея: «Всего за 105 долларов вы может ощутить себя фермером Гарстом, проведя ночь в его спальне, как и он накануне визита Хрущёва. Здесь двуспальная кровать, джакузи и телевизор».

Сентябрь 59-го стал самым теплым месяцем посреди «холодной войны». Советский лидер впервые прилетел в США, да еще и на своем самолете! Ту-114 оказался таким высоким, что для него не нашлось трапа, пришлось изобретать что-то на месте. Из аэропорта ехали в открытом лимузине в живом коридоре молчащих американцев.

Рада Никитична Аджубей, дочь Хрущёва: «Это было удивительно! Вся толпа, все эти люди молча стояли, ни одного звука, ничего! Это продолжалось несколько первых дней, а потом как прорвало плотину — люди выходили навстречу, стали что-то кричать, протягивать руки».

Хрущёв всю жизнь хотел повидать Америку, в юности он даже чуть не уехал туда на заработки. Поэтому и маршрут лежал через всю страну. За 11 дней — два побережья и шесть городов. Но запомнили все только один день, проведенный Хрущевым на ферме.

О кукурузе тогда говорили так много, что это слово даже начали перенимать американские журналисты. Кукурузу Хрущев знал и любил еще до Америки. На пенсии он даже сам сажал ее на даче вместе с внуком. Но именно после этой поездки он загорелся идеей сделать ее «царицей полей».

Рада Никитична Аджубей, дочь Хрущёва: «У нас в доме кукуруза была любимая еда. Вот такими мисками подавали вареную кукурузу. Он был человеком, который критично относился к тому, что у нас есть, и очень любил заимствовать разный опыт. Где-то ему подарили очень хорошие часы. И что он с ними сделал? Он сразу отправлял на Второй часовой завод, чтобы они там посмотрели и скопировали».

От той поездки Хрущёва нам в наследство остался вкус кукурузы, знакомой с детства. Ее хорошо есть с маслом и солью. Но дело в том, что весь остальной мир любит и знает другую кукурузу — сладкую. Нашей «царице полей» хорошо кормить коров и свиней. Но в погоне за мясом, по которому СССР должен был догнать и перегнать Америку, в России другую и не сажали. Поэтому сладкая, человеческая кукуруза завозилась из-за границы, продавалась в банках и считалась диковинкой.

50 лет назад Хрущева потрясли густые заросли этих великанов, он даже по своей привычке начал советовать американскому фермеру не сажать кукурузу так плотно. Американец его не послушался, и теперь урожаи в США в два раза выше, чем прежде.

Сэм Гарст, внук владельца фермы: «Теперь мы сажаем еще плотнее. Раньше по 20 тысяч кустов на акр, а теперь по 33 тысячи».

Но еще больше чем Хрущёв интересовался кукурузой, он сам интересовал американцев. Он стал главным ньюсмейкером тех дней. Ни одна газета не выходила без его фотографии, он просто обаял американцев.

Сэм Гарст, внук владельца фермы: «Мне было 9 лет и меня поразило, каким открытым и живым он оказался. Совсем не как современные политики. Ведь для нас он был главой империи Зла, которой мы все так боялись. Его личное обаяние стало первой попыткой прекратить „холодную войну“».

На ферме собралось столько репортеров, что, потеряв терпение, хозяин стал кидаться кукурузой в журналистов. И в таком виде попал в историю.

Сергей Хрущёв, сын Н. С. Хрущёва: «Гарст не кидался кукурузой в журналистов. Он кидался силосом. Силос не кукуруза, это стебли перемолотые. У меня висит над столом в кабинете обложка журнала „Лайф“ (Life). На снимке — Гарст, Хрущёв, кукуруза, а внизу скромно надпись — тираж 6,5 миллионов экземпляров. Кидался, но то ли потому, что был сердит и хотел чтобы они ушли, то л, наоборот — чтобы их привлечь. Я не знаю».

Возвратившись домой, Хрущёв отчитался о поездке перед советскими гражданами, собрав невиданный митинг сперва в Лужниках, потом во Владивостоке. Тысячи человек, которые навсегда были лишены возможности увидеть Америку своими глазами, слушали рассказ Хрущёва о нравах загнивающего запада.

Теплые деньки скоро сменились новым похолоданием. Меньше чем через год был сбит американский самолет-шпион У-2, потом настал Карибский кризис. И через 28 лет уже другому генеральному секретарю пришлось открывать Америку заново. Но вкус той хрущёвской поездки еще долго останется у нас на устах.

Связанные новости

Читайте также