На Эльбрусе завершается уникальная стройка

28.08.2009, 20:22

Видео программы «Сегодня»

В Кабардино-Балкарии на склоне самой высокой горы Европы добровольцы со всей страны возводят приют для альпинистов.

В Кабардино-Балкарии на склоне самой высокой горы Европы добровольцы со всей страны возводят приют для альпинистов.

Телекомпания НТВ уже рассказывала, что это сооружение должно спасти от непогоды десятки жизней. Однако стройка остановилась в ожидании пилота, потому что в России только один вертолетчик имеет допуск к полетам выше пяти тысяч метров.

За высокогорными маневрами наблюдает корреспондент НТВ Юрий Кучинский.

Хижину построили за 4 дня. Могли бы и быстрее, но только пол не сходился. В экспедиции профессиональных строителей нет, так что не сразу разобрались в чертежах. Построили, а потом за пару часов разобрали. Все это было внизу, на поляне у лагеря. Такая тренировка и развлечение, чтобы с ума не сойти от безделья. Теперь вот Настя Кузнецова красит фрагменты крыши. Говорят, уже в четвертый раз.

Настя Кузнецова: «Мы думаем, что монтаж наверху займет примерно неделю. Все зависит от того, как пол встанет».

Позади, вероятно, самый сложный этап экспедиции — томительное ожидание вертолета. Без него груз наверх никак не поднять. Хотя вертолет, конечно, считался самым непредсказуемым моментом всего проекта. Надеялись, что вертолет полетит в конце июня. Однако уже осень подступила, а стройка все находилась на стадии фундамента. Намеки на полный провал экспедиции чудятся уже на каждом шагу.

Дмитрий Гурьянов, автор идеи строительства спасательной хижины на Эльбрусе: «Мне кажется, мы можем еще полгода так сидеть. Я балкарский изучаю, уже знаю разные слова про любовь».

Александр Семенович прилетел как волшебник. То есть ждали его здесь как чудо. Оторвать пилота такого класса от основной работы казалось просто невозможным. А больше надеяться было не на кого.

В гражданской авиации почти не осталось людей, способных удержать винтокрылую машину там, где опереться ей толком не на что. Слишком разреженный на пяти тысячах воздух.

Александр Семенович, заместитель начальника отдела летной эксплуатации воздушных судов: «Подъемная сила резко падает наверху. Падает управляемость вертолета, двигатели работают с недостатком кислорода, падает мощность».

Но все же вертолет появился, а чуда не произошло. Машина стоит наготове, пилот с допуском на максимальную высоту приехал осмотреться, а хижина все еще на земле. Здесь погоду предсказывать — дело неблагодарное. Внизу может солнце светить, а наверху — метель.

Когда распогодилось, участники экспедиции были похожи на десантников, готовых даже под шквальным огнем выгружать с борта боекомплект. Четыре тонны материалов оказались на вершине за два дня. А ведь Ми-8 на такую высоту брал килограммов по 500 вместе с людьми, но не больше. Успели, как раз по погоде.

Прогнозы уже на второй день не предвещали ясного неба, а поднимать предстояло груз на подвеске. Он на ветру мог раскачать машину, но обошлось. В ближайшие несколько дней грузы придется таскать уже вниз — с вершины на седловину двуглавой горы. И там уже работать ударными темпами.

Конец августа с самого начала считался предельной чертой для работы экспедиции. Дальше наступает непогода, когда уже не спасательную хижину строить, а самим спасаться надо.

Читайте также