Быт и костюмы народов Крайнего Севера можно увидеть в этнографическом музее Петербурга

09.12.2016, 18:53

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Российском этнографическом музее открывается выставка, рассказывающая об удивительной Арктике.

В залах представлены совершенно уникальные, существующие только в единственном экземпляре предметы. Например, костюм чукотского воина. Всего демонстрируется 500 экспонатов от эпохи палеолита до наших дней.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков погрузился в мир цивилизации, замкнутой внутри Полярного круга.

Алеуты и коми, саамы и карелы — эта выставка посвящена тем, кто лучше всех знает, как не замерзнуть ни зимой, ни летом. Оленьи шкуры и нити из сухожилий — это, конечно, не единственное, что используют на Крайнем Севере для создания одежды. В ход идет всё, в том числе кишки морского зайца — он же лахтак — или моржа. Благодаря такому материалу, получаются легкие дождевые плащи — сильягаки.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея: «Верхняя одежда, которая делалась на протяжении столетий из кишок морских животных, с одной стороны, гигроскопична, с другой стороны, воздухопроницаема. Поверх меховой одежды ее было очень комфортно носить».

Кожа морских животных — вообще универсальный материал, который подходит для чего угодно. И после правильной обработки защищает даже от стрел. Доспехи участника корякско-чукотских войн — костюм XVIII века, который, похоже, мог бы прослужить обладателю бесконечно долго. Впрочем, конечно, здесь всё сделано на совесть, начиная от поморского карбаса, сохранившегося чудом, заканчивая алеутским каяком.

Удивительно, что и сегодня любые рассказы о той жизни больше похожи на сказки или легенды. Будь то истории о лошадях, которые в Якутии запросто выдерживают 70-градусный мороз и питаются подножным кормом, буквально выбивая себе еду копытами из ледяной корки.

Или правила морского промысла, когда единственная задача охотника — добыть зверя. И если вдруг кто-то падает за борт, его не нужно спасать. Значит, так захотели духи воды. Каждая деталь этой жизни кажется необыкновенной и таинственной — и даже то, что все эти вещи теперь лежат совсем рядом, достаточно протянуть руку, не делает их ближе и доступней. Арктика — всё так же далеко.

Читайте также