Петербуржец пытается спасти дачу Шауба, превратив ее в музей тенниса

08.12.2016, 18:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Всего в нескольких километрах от городской черты медленно и, похоже, безвозвратно погибает удивительной красоты деревянный особняк, когда-то принадлежавший известной петербургской фамилии.

Дача Шауба в стиле модерн была построена в 1913 году и смогла в непростом климате простоять почти век. Последние 15 лет спасти уникальное строение пытается журналист Вячеслав Шориков. Но месяц назад, не выдержав запустения, дом начал разрушаться.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков расскажет об утраченной истории.

Нескончаемый поток машин по Лахтинскому проспекту, гипермаркеты, стройка небоскреба — вдруг оказалось, что здешние старые дачи попали в окружение, из которого уже точно не выбраться.

В этом доме и по соседству жили Шаубы — родственники знаменитого архитектора. В том числе его сын Вольдемар Шауб — бухгалтер, поверенный Русско-азиатского банка и начальник пожарной команды. Русские немцы — всю их семью репрессировали перед Второй мировой.

Вячеслав Шориков, журналист: «Мне внучка рассказывала, что они с бабушкой, с мамой пришли в Лахту на поезд. Бабушка сказала, что забыла документы. Пришла сюда, и здесь уже как крысы налетели на этот дом и тащили из окон всё имущество, ценности, мебель».

100 лет назад здесь, скорее, можно было увидеть ракетку. Дело в том, что супруга Вольдемара Шауба Валлеска Карловна Ташейт играла в большой теннис, а сам он был председателем одного из первых теннисных клубов. «Клеверный листок» основали в Лахте в 1891 году.

Сегодня в Лахте тоже играют в теннис, но тогда, в конце XIX века, это практически центр притяжения для всех любителей игры. Первый в стране теннисный клуб появился именно здесь, и на нескольких открытых кортах между сосен приезжают играть художники и артисты, врачи и банкиры.

Вячеслав Шориков всю жизнь пишет о большом теннисе. 35 лет назад он переехал сюда, на Лахтинский, — и вскоре узнал о том, что рядом простаивает дача того самого Шауба. Изумленный, решил, что это удивительный шанс — сделать в историческом здании музей тенниса. Писал бесконечные письма в разные инстанции, но отовсюду отвечали: идея хорошая, но сейчас не до того. Собственник дачи не отвечал вовсе.

Ксения Черепанова, начальник отдела по связям с общественностью и работе с гражданами КГИОП: «В октябре было зафиксировано обрушение части фасада деревянного памятника. Он относится к наиболее уязвимому виду объектов культурного наследия. Соответственно, действия надо производить незамедлительно, чтобы спасти здание».

В комитете по охране памятников разводят руками — сделали всё, что могли. Еще летом здание признали памятником регионального значения — собственника обязали провести консервацию, но безрезультатно — наложили штраф 20 тысяч рублей.

Сейчас обратились с заявлением о возбуждении уголовного дела. Но понятно, что пока иск примут к рассмотрению, пока будет идти процесс, пока вынесут решение и заставят его исполнять… Когда через крышу видно небо, а флюгер сломан, ждать ветра перемен очень сложно.

Читайте также