Мариинский театр вернул в репертуар сказочно обновленную оперу о Кае и Герде

30.11.2016, 19:48

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня на исторической сцене Мариинского театра — премьера оперы «История Кая и Герды». Постановка вновь вошла в репертуар труппы к 75-летию ее композитора Сергея Баневича.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков оценил новые сценографию и костюмы, а также узнал, чем удивят детей к Новому году.

История про чудовищное зеркало, которое разлетелось на тысячу осколков и угрожает детям, в этой постановке получает не только новые акценты, но и новое прочтение. Сергей Баневич верит в эту сказку, как когда приступал к написанию партитуры в конце 70-х, так и сейчас. Композитор говорит, что произведение Андерсена близко к идеям Сэлинджера и выполняет ту же функцию, что и роман «Над пропастью во ржи».

Сергей Баневич, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР: «Потому что речь идет о верности, о спасении, о потерянном поколении. Меняются дети, и они уходят из нашего первичного мира».

«Историю Кая и Герды» без преувеличения можно назвать одной из самых успешных оперных постановок для детей в Мариинском театре. В 1980 году состоялась премьера. Спектакль прожил на сцене 30 лет. Его видели дети 80-х, 90-х и даже 2000-х. Так что нынешнее возвращение можно назвать ожидаемым. И юные зрители из 80-х сегодня на спектакль приведут уже своих детей.

Премьеру готовят солисты академии молодых певцов Мариинки. Конечно, у них другой взгляд на театр и точно другое ощущение мира, чем у тех, кто выходил на сцену в первой постановке. Но удивительный факт: кому повезло увидеть прежний спектакль, тот сохранил самые светлые впечатления на всю жизнь. Как дирижер Заурбек Гугкаев, которому довелось послушать оперу еще в пятилетнем возрасте.

Эта постановка тоже оставит немало впечатлений. Хотя сегодня видеомэппингом удивить сложно, но метель получится по-настоящему сказочной. Не говоря уже троллях с фантастическими светильниками, выглядящими, словно пришельцы из другого мира. Довольны исполнители и костюмами. Особенно оперные разбойники.

Сергей Баневич, конечно, не мог остаться в стороне при подготовке новой редакции своей оперы. Композитор создал новую оркестровку, сделав, как говорят музыканты, несколько мягче звучание инструментов для певцов или, наоборот, усилив его в других моментах.

Эта узнаваемая мелодия создана Баневичем для фильма «Николо Паганини». Хотя композитор всю жизнь писал для детей. Но в случае с оперой про Кая и Герду он полностью согласен с Андерсеном, который зачеркнул в названии рукописи «Снежной королевы» фразу «для детей» и написал «для детей и взрослых».

Читайте также