Комик родом из трагедии

21.08.2009, 19:50

Видео программы «Сегодня»

Ушел из жизни народный артист России, создатель одного из самых уморительных образов советского кино — Семён Фарада.

Ушел из жизни народный артист России, создатель одного из самых уморительных образов советского кино — Семён Фарада.

Никто уж не вспомнит, как звали его плутоватых, но бесхитростных героев, произносящих эти немедленно уходящие на афоризмы максимы: «Хочешь большой, но чистой любви?», «Кто ж так строит?»

Зритель знал их под его фамилией, которая и сама была псевдоним, взятый при горько-комических обстоятельствах эпохи.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Холошевского.

Жизнь, разделенная на две части, — до и после инсульта. Первая — это 155 ролей в кино и театре, всенародная любовь, популярность и звание «короля эпизода».

Вторая жизнь уже после обширного инсульта — годы забвения, нарушение речи, жизнь без зрителей и аплодисментов, а рядом — только болезнь, друзья, жена и сын.

В детстве он мечтал пойти по стопам отца — стать военным и поступить в Бронетанковую академию. Но вместо этого — МВТУ имени Баумана, служба на флоте и олицетворение эстрадной группы Краснознаменного Балтийского флота, единственным и неповторимым участником которой был матрос Фарада.

Точнее, тогда еще Семён Фердман. Фамилию ему посоветовали сменить на псевдоним после первых ролей в кино. Дальше — студия при МГУ, Москонцерт, блестящие роли в Театре на Таганке и народная любовь, которая обрушилась на актера после фильмов «Гараж» и «Тот самый Мюнхгаузен».

Мало кому из актеров вот так легко удается стать действительно народным артистом. В первоначальном смысле этого слова. Реплики его героев давно стали крылатыми фразами. Не говоря уже о знаменитой песне «Уно моменто». Это был настоящий шлягер тех лет.

Кто же знал тогда, что Семён Львович переживет Александра Абдулова всего на один год. Но тогда это был пик славы актера. Он много снимается и озвучивает мультфильмы. Очаровательный Бармалей, говорящий голосом Фарады, — это даже не злодей.

В фильме «Чародеи» самый запоминающийся момент с Фарадой — гуляние ночью по телецентру в Останкино и бессмертная фраза: «Ну кто так строит?» Семён Фарада прекрасно знал, что смешить можно, даже не улыбаясь. А режиссеры по-настоящему ценили этот талант.

Алла Сурикова, народная артистка РФ, режиссер: «Это наш Чаплин, человек удивительной доброты. Сочетание таланта и мужского достоинства — это, наверное, главное».

Лев Дуров, народный артист РФ: «Это вообще стезя комиков — веселить других. И скрывать то, что у тебя на душе, скрывать свою грусть. А глаза-то у Семёна очень часто были грустными».

Созданный им образ пожилого портного Семён Львович называл своей лучшей ролью в кино. Его «вторая жизнь» началась больше восьми лет назад — операция на сердце, два инсульта, один из которых случился после смерти друга — Григория Горина, перелом шейки бедра и почти полное забвение.

За эти годы он сменил 13 больниц, его друзья всем миром собирали деньги на лечение. Он вместе с семьей боролся с болезнью. До последнего момента, до вчерашнего вечера.

Читайте также