Памяти гвардии полковника Игоря Ткаченко

17.08.2009, 20:09

Видео программы «Сегодня»

В подмосковном городке Кубинка, где базируются «Русские витязи», сейчас черные дни.

В подмосковном городке Кубинка, где базируются «Русские витязи», сейчас черные дни. К подъезду дома, в котором жил Игорь Ткаченко несут букеты цветов. Здесь стоит забыть про пафос — дом этот скромная типовая пятиэтажка.

Про «Русских витязей» любят говорить «элита ВВС», но на земле ничем элитным этих людей никогда не обеспечивали: работа военного летчика, даже аса из асов — она в России, как правило, вопреки обстоятельствам, отношению и уж точно зарплате.

И чтобы не просто летать, сохраняя навык и обеспечивая послужной список, а делать в воздухе то, что делают «Витязи», что делал Ткаченко, для этого мало таланта, мало целеустремленности и крепкого здоровья. Для этого нужна вера и еще самоотречение.

Репортаж корреспондента НТВ Юрия Кучинского.

Пилоты никогда не используют слово «последний». Это табу, дурная примета. Состоявшийся полет всегда крайний. В любом разговоре можно услышать выражение «крайний раз», например, «вот крайний случай был», «в крайнем отпуске». Так принято у всех людей, чья профессия — риск для жизни.

Однако теперь кадры с Игорем Ткаченко, снятые перед полетом, можно назвать последними. На них начальники технических и метеослужб, служб наземного наблюдения, дежурный врач — все докладывают: машины, небо и люди к полету готовы.

И какие тут строить версии? Какой сработал нечеловеческий фактор в судьбе летчика, который вот уже 20 лет жил высшим пилотажем, который мог бы линейкой измерять дистанцию между боевыми машинами на предельной скорости.

То, что делал Ткаченко и его «Русские витязи», в мире до сих пор никто не решается делать. Высший пилотаж в группе на тяжелых истребителях — уникальное зрелище. И командир всегда отдавал себе отчет, где зрелище кончается, где начинается угроза жизни. Конечно, зритель должен ахнуть, но пилот доложит на землю, что полет проходит строго по плану и по всем требованиям техники безопасности.

Игорь Ткаченко, ведущий и соло-пилот авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи»: «На зрителя надо произвести впечатление опасности, не без этого. Даже нахождение самолетов, весящих 30 тонн, в интервале друг от друга в метр плюс высокие скорости, и плюс вращение, плюс встречный пилотаж, но это впечатление опасности должно быть оптическим обманом».

В «Русские витязи» для своего, специфического курса обучения, всегда принимали только самых способных летчиков. Но оставались и летали плечом к плечу не просто способные — одаренные пилоты, для которых небо — это не профессия. Сам Игорь Ткаченко даже о самолетах говорил, словно о друзьях.

Игорь Ткаченко, ведущий и соло-пилот авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи»: «Самолет является мечтой всех летчиков-истребителей, в том числе и зарубежных, все желали бы на нем попробовать».

Последний полет Ткаченко, который могли увидеть многие, — 9 мая, небо над Москвой, Парад Победы. Он потом скажет в интервью, что обычные полеты — проза, а это была поэзия.

Игорь Ткаченко, ведущий и соло-пилот авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи»: «Центр показа — единственное место в Военно-воздушных силах, где можно летать так, как тебе позволил Бог».

Читайте также