Пермский оркестр в Петербурге стоя исполнил концертную версию «Ромео и Джульетты»

24.11.2016, 17:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Балет на музыку Прокофьева в концертном исполнении прозвучал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. На сцене разместились 108 музыкантов вместо 60.

В рамках фестиваля «Дягилев. P.S.» под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума оркестр Пермского академического театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса исполнил музыку Сергея Прокофьева. Какие нюансы существуют между концертным исполнением и той музыкой, которая звучит в спектакле? Для того чтобы была возможность сравнить, в программе фестиваля заявлена и оригинальная сценическая версия Вячеслава Самодурова, которую представят сегодня в Александринском театре.

Саундчек оркестра накануне несколько затянулся. Для проверки звучания инструментов обычно хватает и получаса, но если это не Теодор Курентзис. Маэстро любит этот зал, по его собственному признанию, за характер и туманные тона.

Для исполнения в Петербурге музыки к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта» из Перми привезли увеличенный почти в два раза состав оркестра — 108 человек. На спектакле такое количество музыкантов разместить невозможно, а ведь, как уверяет Курентзис, композитор создавал свой шедевр не для обычного симфонического коллектива в 60 человек. Есть и еще одна деталь в этом произведении — партитура.

На самом деле, существует два варианта музыки к балету «Ромео и Джульетта». В Большом зале филармонии оркестр под управлением Теодора Курентзиса сыграл партитуру без вставок, которые используются для сценической версии. В спектакле произведение Прокофьева звучит дольше, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Теодор Курентзис заверил, что использует партитуру, дополненную хореографом Леонидом Лавровским, но, как оказалось, в концертной версии кое-что исполнять нет смысла.

Теодор Курентзис
, дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета: «Да, это гавот. Он положен на классическую симфонию. Сделано очень много вариаций на эту тему. Мы немного облегчаем эту партитуру и играем просто симфонию, без танца».

Еще известно, что сам Прокофьев по настойчивому желанию того же Лавровского включил в балет не менее 20 минут собственной музыки из более ранних произведений. Как описано в книге Игоря Вишневецкого, в основу знаменитого танца рыцарей, например, лег фрагмент из третьей неоконченной редакции оперы «Огненный ангел».

Теодор Курентзис, дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета: «Марш рыцарей — очень простая музыка и в то же время очень непростая. Как все гениальные вещи, если их анализировать. Я очень счастлив, что делаю эту музыку в Петербурге».

Музыканты у Курентзиса, если есть возможность, играют стоя. И дело не только в лучшей отдаче. Теодор заставляет их постоянно быть в процессе. Как признается сам дирижер, когда он берется за «Ромео и Джульетту», вспоминает свой класс в петербургской консерватории. Любовь к этой музыке Курентзису привил его учитель — легендарный Илья Мусин.

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также