Академическая живопись в лицах

14.08.2009, 14:39

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Елагиноостровском дворце проходит выставка картин из частных коллекций. Она посвящена основателям и последователям русского реалистического искусства.

В Елагиноостровском дворце открывается выставка основателей и последователей академической школы Петербурга под названием «Академики и ученики». Это 28 картин из частных коллекций кисти Ильи Глазунова, Аркадия Рылова, Борис Йогансона.

Особое внимание на таких экспозициях уделяют именно расположению картин. Отец должен быть рядом с сыном, а мастер с учеником.

За подготовкой экспозиции наблюдал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Павильон под флагом для выставки «Академики и ученики» выбран не случайно. Этот миниатюрный античный храм возведен самим Росси по закону «золотого сечения» с потрясающей акустикой в ротонде. Здание возведено словно специально во славу классиков и продолжателей традиций русского реалистического искусства.

За развеску картин экспозиции взялся профессор Академии художеств Никита Фомин. Правильное расположение живописных полотен всегда залог успеха выставки, а в данном случае еще и просто необходимое условие. На стенах работы академиков XX века.

«Стог сена» Аркадия Рылова — академика еще Императорской академии и первого советского пейзажиста. Никита Фомин объясняет, как даже в скромном этюде мастер лирического пейзажа Вячеслав Загонек смог метафорично передать ключ жизни бесконечного Байкала.

Никита Фомин, профессор Российской академии художеств: «Чувство теплохолодности и верности цвета передает ощущение жизни. Это не академическая точность ради точности или фотографичность ради фотографичности. Это ради ощущения живой бьющейся жизни».

Никита Петрович как художник много перенял у своего отца — ректора института Репина, академика и живописца Петра Фомина. Рядом с картиной «Вид из окна на Итальянскую», там жили родители художника, сегодня в павильоне разместили и работу сына. В этом концепция выставки.

Около натюрмортов выдающегося советского живописца Виктора Орешникова тоже полотно сына. Конечно, время требует от художника своих шедевров, но основы классической школы, переданные практически из рук в руки, всегда видны.

А иногда картины художников разных поколений очень похожи. Как работы академика Андрея Мыльникова и его дочери Веры. Любопытно, что на этой выставке академик Илья Глазунов представлен как ученик знаменитого советского художника.

Инесса Платонова, куратор выставки: «Здесь великий и признанный мэтр отечественной живописи Илья Глазунов является учеником Бориса Йогансона и Андрея Мыльникова. Он в своих мемуарах „Русь распятая“ очень подробно об этом вспоминает. Как он на третьем курсе пришел к нему в кабинет и настоял на том, чтобы учиться в мастерской Бориса Йогансона».

На выставке можно найти портрет работы академика Бориса Угарова под названием «Оля рисует» и полотно кисти этой самой девушки, внучки художника. Любопытно, что за работами академиков советского периода сегодня идет настоящая охота коллекционеров.

Их работы, сделанные по заказу партии и правительства, находятся в Русском музее и Третьяковке. А эта живопись — просто для души у друзей и родственников. Академики ХХ века стали, в свою очередь, преемниками предыдущего поколения художников.

На Западе давно признали три периода расцвета за всю историю нашей цивилизации: античность, Возрождение и русское искусство XIX века. Когда на Елагином острове появлялся член царствующей фамилии, поднимали императорский штандарт или Андреевский флаг. Сегодня его хочется поднять в честь классиков живописи.

Читайте также