Инженерная мысль на службе Эрмитажа

06.08.2009, 19:56

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Главный музей страны готовится к новому отопительному сезону. На Дворцовой набережной завершили реконструкцию уникальной системы воздушного отопления.

Энергетики Эрмитажа готовы к новому отопительному сезону. В музее завершили подготовку уникальной и сложной системы, которая позволяет поддерживать нужную температуру и уровень влажности в залах.

Тем самым сохраняются бесценные произведения искусства. Наряду с современными, в музее до сих пор действуют и тепловые центры советских времен.

Как отапливали Эрмитажный комплекс в XVIII веке и какие новики посвились в последнее время, узнал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В залах Зимнего дворца можно увидеть старинные вентиляционные решетки. Это часть сохранившейся системы отопления амосовских печей. Она была построена после пожара 1837 года и позволяла централизованно и безопасно отапливать дворец, в отличие от каминов, которые тоже сохранились в Эрмитаже. Сегодня через эти решетки поступает воздух, зимой подогретый, а летом теплый.

Печи, изобретенные генерал-майором Николаем Амосовым, располагались в подвалах. Их было 83, но они не сохранились. Системы отопления менялись. Только в Зимнем сегодня действуют тепловые центры разных эпох.

Самых современных — 20. 12 лет назад представители Датского энергетического агентства провели специальное обследование. Вместе с сотрудниками Эрмитажа они зафиксировали серьезные климатические колебания в помещениях.

Что очень плохо влияет на произведения искусства. И тогда было принято решение о создании новейшей системы, которая поддерживает и температуру, и влажность. Как и старая она работает по принципу воздушного отопления, но экономя теплоноситель.

Владимир Смирнов, главный энергетик Государственного Эрмитажа: «Пока температура теплоносителя не опустится до определенных показателей, которые нам задает ГУП „ТЭК“, это тепло в город уже не уходит. Таким образом мы экономно используем тепло, регулируем температуру, которую подаем в залы. Далее в специальной камере этот воздух увлажняется».

Требованиям к строгим параметрам по влажности и температуре в музеях приняты на Западе. Когда американцы привозили редкие фотографии XIX века, они выставили экспонаты только после того, как микроклимат в залах был сбалансирован.

Теперь эти помещения используют для всех экспонатов, чувствительных к резким перепадам климатических параметров. Наряду с современными, в Зимнем действуют и системы, построенные в 40-х годах прошлого века.

Эта система оказалась не очень совершенной. На первом этаже было слишком сыро, а на последний влага вообще не доходила. В Эрмитаже сегодня готовят экспозицию разных систем отопления за 250 лет, прошедших со дня постройки Зимнего дворца.

Сергей Мацинков, изучающий историю техники Эрмитажа, раздобыл воздуховоды XIX века еще на заклепках. Посетителям будут показывать, как резиденцию российских императоров старались оборудовать в соответствии с требованиями времени.

Сергей Маценков, научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «За этим окошкам уже видна улица. Окошко зарешечено, воздух попадал в камеру, а из камеры по воздуховодам в залы. А ниже этого воздуховода находится кирпичный воздуховод».

Тепловое оборудование всегда считалось образцом инженерной мысли. Во дворе Нового Эрмитажа действовала очень современная для XIX века электростанция. Во дворике Зимнего была отдельная котельная, подающая тепло в покои Николая II.

Но сегодня музей зависит от городских теплоцентралей. ТЭЦ, которая подает воду, находится в 15 километрах на улице Шкапина. Планировалось смонтировать новые теплоцентры в подвалах Эрмитажа. Но из-за сокращения бюджета в этом году этого так и не случилось.

На переоборудование всего эрмитажного комплекса необходимо несколько лет. Только в Зимнем воздуховодов больше тысячи. Их протяженность составляет 10 километров. Но несмотря на столь сложную систему, к отопительному сезону энергетики Эрмитажа уже готовы.

Читайте также