Шемякин выйдет на сцену петербургской Александринки в спектакле о русской эмиграции

17.11.2016, 17:41

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Новой сцене Александринского театра готовятся к премьере спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы!» Эту постановку в Петербурге ждут с особым нетерпением.

Спектакль раскроет неизвестные для большинства грани таланта Михаила Шемякина. Спектакль создан по пьесе художника, он же соавтор постановки, он же выйдет на сцену в роли рассказчика. Естественно, декорации для спектакля также создавал он.
Во время работы над спектаклем Шемякин не мог остаться в стороне и сам показывал актерам, как и что надо сыграть. Автор пьесы с азартом изображал не только самого себя (и трезвого, и пьяного), но и свое окружение.

Михаил Шемякин, художник, автор пьесы: «Потом мне надо было сыграть милых чудных евреев с Брайтон-Бич. Ребята, собственно, москвичи. Они не знают, что такое Брайтон-Бич, не знают, что такое говорок».

На подмостки перенесены и реальные события из мастерской художника. В том числе и детали обстановки вроде разделанной туши. Шемякин использовал приемы Рембрандта и других голландцев. В жизни этот реквизит иногда использовался не по назначению: на туше любил повисеть поэт Константин Кузьминский, а на манекен коня взбиралась первая русская манекенщица Нью-Йорка Елена Щапова — ныне графиня де Карли.

Кроме хрестоматийных обитателей Брайтон-Бич вроде тетя Хаи в спектакле возникают образы знаменитых эмигрантов, которым на Манхэттене рукоплескала элитарная нью-йоркская публика, например, Рудольфа Нуреева. Зрители увидят и Сергея Довлатова, и Эдуарда Лимонова, и Генриха Худякова образца 80-х.

И, собственно, самого Шемякина, перевоплотиться в которого актеру помогло личное обмундирование художника — от знаменитой фуражки до сапог. Мастер, снискавший широкую славу оформлением Гофманиады, работой над «Щелкунчиком» в Мариинке и нарядами для Венецианского карнавала, впервые затронул столь щемящую историю всех, кто когда-то покинул Советский Союз.

Михаил Шемякин, художник: «Поднимается очень важная тема. Это тема твоей страны, твоей Родины и твоих любимых мест, которые мы покинули навсегда. Всё-таки мы прожили 18 лет с мыслью о том, что никогда не увидим Россию, и с этим нужно было смириться. Ты должен был понимать, что тебя изгнали навсегда. Ты никогда в жизни не увидишь ни Петербурга-Ленинграда, ни своих друзей, никого».

В спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы!» на сцену выйдут сразу два Шемякина — настоящий в образе рассказчика и актер в образе художника. И оба помогут зрителю понять, чем жили русские эмигранты в этом сумасшедшем мегаполисе, что помогало их творчеству или ломало судьбы русской интеллигенции, оказавшейся за океаном в столь бурное десятилетие.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков о спектакле, посвященном веселому и одновременно трагическому времени.

Читайте также