Шуга на Неве пленила танкеры и сухогрузы в Петербурге

17.11.2016, 17:10

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Пятые сутки аварийно-спасательные службы Петербурга пытаются вызволить из ледового плена сухогруз «Омский-132», который застрял между Володарским и Финляндским железнодорожным мостом. В похожей ситуации оказались еще около десяти танкеров и грузовых судов.

В ловушку они попали из-за недавнего неожиданного похолодания. Владельцы судов просят руководство Волго-Балта срочно вывести их в море. В противном случае ледоход, который может начаться в ближайшее время из-за потепления, повредит суда, столкнет их или прибьет к опорам моста.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Снежура — звучит красиво, если не знать смысла. Это природное явление, которое в этом году обойдется очень дорого индустрии водных перевозок. Красивые хлопья снега, красиво падая на воду, превращают ее в густую кашеобразную ледяную массу — шугу, которую речники еще называют салом за внешнюю схожесть с топленым жиром. Именно через это сало и попытались пробиться во время разводки мостов два сухогруза. Не вышло. Не помог даже сопровождающий их ледокол.

Александр Радько
, начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Санкт-Петербургу: «Ледоколы там свою функцию не выполняют. В шуге ледоколы застревают».

Обычно идущая по реке шуга собирается перед каким-нибудь мостом, образуя так называемый зажор — скопление льда. В этом ледяном поле и застряли суда. А дальше начался настоящий триллер.

Перед Финляндским железнодорожным мостом в течение всей ночи в специально организованном штабе решали, что делать с сухогрузами и ледоколом. Просто взять и дернуть нельзя. Ледяное поле могло оторваться и ударить всей массой вместе с кораблями по опорам моста.

О возможных последствиях такого удара специалисты, осознающие силу невского течения, сейчас даже не желают говорить. А тогда им пришлось начать игру в бирюльки: осторожно вынимать элементы по одному, чтобы не разрушилась вся конструкция. Специальный ледокол буквально размывал двигателями ледовую массу вокруг застрявших судов.

Александр Радько, начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Санкт-Петербургу: «Мы потихоньку отвели одно судно, второе развернули. Буксир подошел к „Омскому“ и потащил его в сторону разреженного льда к Володарскому мосту. А потом вернулись за последним ледоколом, который там сидел. Поэтому мы не разрушили этот зажор, и он не спустился. Нет никакой угрозы для моста».

К утру угроза была ликвидирована. Но возник вопрос, что делать с 12 судами, которые ожидают проводки выше по течению. Специалисты Волго-Балта рекомендовали подготовить эти суда к зимовке. Судовладельцы, которые сейчас уже несут астрономические убытки, оплачивая работу ледоколов и буксиров, не готовы смириться, что груз будет доставлен получателям только весной.

Поэтому, как сообщили представители судовладельцев, сейчас они готовят заявления в прокуратуру и обращения к городским властям, упрекая Волго-Балт в нежелании решить проблему. Руководство Волго-Балта ушло в глухую оборону и отказывается комментировать ситуацию, вероятно, опасаясь дать лишний повод к судебным разбирательствам.

Но над всем этим нависла еще одна угроза. У истока Невы в Районе Шлиссельбурга скопился еще один ледяной затор. Если Ладогу начнет штормить, то вся эта масса льда пойдет через город. Восемьдесят процентов скопившихся судов удалось распределить по причалам, но те, которые стоят на якорях, неминуемо будут с них сорваны. Поэтому сейчас в срочном порядке организуются дополнительные места для стоянок. Не исключено, что на всю зиму. Правда, есть еще небольшой шанс доставить грузы в этом году.

Как уверяют специалисты, если потепление продолжится и ледяные поля размоет течением, то может быть организована экстренная проводка кораблей. Для этого город готов развести мосты в любое время. Даже днем.

Читайте также