Чудеса лазерной техники

03.08.2009, 18:51

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Политехническом университете открылся центр лазерных технологий. Теперь студентам доступны новейшие разработки в автомобильной и космической отраслях.

Современные лазерные технологии теперь доступны и студентам Политехнического университета. Там открыли крупнейший в России центр лазерных технологий. Учащиеся будут осваивать оборудование, которое может применяться в авиационной отрасли, кораблестроении и во множестве других сфер.

Практическую пользу из таких навыков извлекла корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

По сути центр лазерных технологий сегодня открыли для студентов Политехнического университета. Но интересно, что ни на одном промышленном российском предприятии таких машин нет. Это пока слишком высокие технологии для нашей страны. Так что непонятно, где учащиеся смогут применить полученные знания.

Но на мероприятии об этом, кажется, не задумывались. Несуразные с виду, но совершенные промышленные роботы, говорили специалисты. И с гордостью показывали, до чего дошла техника.

Исследовать цветы — это, конечно, его не прямая обязанность. Просто в данном случае объекта лучше не нашлось. В народе эту установку наверняка бы прозвали швейной машинкой. В промышленных масштабах она используется для укрепления металла.

С помощью этого оборудования можно, например, залатать пробоину в турбине или восстановить колеса от железнодорожного поезда. Раньше их меняли после каждого третьего путешествия состава. Теперь их достаточно просто укрепить лазером.

Даже рассказывая о машинах специалистам, разработчики старались все упростить — так, чтобы и ребенку было понятно. Да и наблюдать, как совершенный промышленный робот вырезает из стали паука, куда интереснее, чем слушать сухие технические характеристики. Такого оборудования в России нет. Его и в Европе мало.

Управляется робот одним компьютером. Правда, здесь искусство оператора сродни искусству программиста. Во всем мире установка применяется в автомобильной промышленности, как и та, что лазером режет пластмассу.

Антон Рогачёв, российский представитель компании: «Во-первых, как первая деталь в серии, так и последняя, стотысячная, миллионная, будут иметь то же самое качество. Во-вторых, как правило, при традиционных системах резки деталь нужно обрабатывать либо до, либо после резки. При лазерной резке на выходе вы сразу получаете деталь высокого качества, которая не требует никакой постобработки».

Эту машину решили привезти в Россию, рассчитывая, что ей придется работать именно в Петербурге. Вокруг Северной столицы уже построен не один автомобильный завод, для которого важен контроль за качеством. Непоследнюю роль играет и цена. На вопрос о суммах специалисты прямого ответа не дают. Лишь пытаются убедить, что покупатель только выиграет.

Машины работают быстро, а значит, уровень производительности растет. В конечном итоге доволен будет потребитель. Лазерную маркировку, например, о дате изготовления не переправишь. Да и открыть продукт, упакованный с помощью высоких технологий, гораздо проще.

Игорь Матюшин, сотрудник российско-германского центра лазерных технологий: «На качество продукции это может влиять в значительной степени. Потому что грамотная перфорация позволяет обеспечивать обмен воздуха внутри и снаружи упаковки. И это качество продукции в прямом выражении зависит от грамотно сделанной перфорации».

Во время экскурсии директор центра заметил: сотрудники столько времени потратили на обучение, что жалко использовать комплекс только для студентов. Поэтому можно наладить здесь и промышленное производство. Главное — найти заказы, а остальное, как говорят, дело техники.

Читайте также