Как выгодно продать прошлое

03.08.2009, 19:54

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного совета СССР Брежнев выступил с отчетным докладом на своей юрмальской даче.

Сегодня Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного совета СССР Леонид Ильич Брежнев выступил с отчетным докладом и ответил на вопросы гостей своей юрмальской дачи.

Превращенная ныне в музей, она приносит его владельцам неплохой доход. Пока в остальной Латвии боролись с советским наследием, здесь решили поставить его на коммерческие рельсы.

Ведь спрос, как убедился видевший настоящего Брежнева обозреватель НТВ Владимир Кондратьев, стабильный.

Брежнев, как все знают, проживал в доме номер 26 по Кутузовскому проспекту. По нынешним временам квартира довольно скромная — 185 квадратных метров. Брежневу предлагали переселиться в более солидные дома, но он отказывался, считая их чересчур роскошными. Кроме квартиры у генсека была дача «Заречье-6» в Сколкове, дача в Крыму. В Юрмале в Латвии для него была построена еще одна дача, но он туда не ездил. Что, впрочем, не помешало создать там своеобразный музей советского генсека.

В отличие от российских брежневских резиденций попасть туда может каждый желающий. Госдача номер 2, расположенная на территории эксклюзивной здравницы «Янтарный берег», в 35 километрах от Риги, — это трехэтажный особняк с лифтом, каминным залом, собственным кинотеатром и библиотекой. А главное — с неповторимой аурой так называемого «застойного» периода, который, оказывается, способен стать настоящим туристским брендом. Первым делом гости должны почувствовать партийную строгость и дисциплину.

«Меня зовут Денис Юрьевич. Я являюсь личным помощником Леонида Ильича Брежнева», — представляется мужчина.

Экскурсанты, а среди них и те, кто приехал из стран Евросоюза, приглашаются внутрь здания, чтобы, как пел Высоцкий, «инструктора послушать, что там можно, что нельзя».

«Товарищи, вам предстоит увидеть, как живут и работают руководители советского государства. У нас есть свои правила», — так посетителей вводят в курс дела.

Правило такое — никакой самодеятельности. Если появится вопрос, надо поднять руку, встать, посмотреть на помощника, и когда тот кивнет, задать вопрос. Но прежде группу настраивают на атмосферу эпохи, показывают хронику советской Риги и СССР.

Это к концу жизни мы видели Брежнева дряхлым, больным, представляющим излюбленный объект для анекдотов и частушек типа «Это что за бармалей поднялся на мавзолей». В лучшие свои годы это был энергичный и решительный политик, довольно скромный и простой в общении. Его запросто можно было встретить во дворе дома, он всегда здоровался с соседями, пожимал руки, интересовался их жизнью. Посетителям музея предстает все же окарикатуренный Брежнев.

Слава Богу, музейный Брежнев не зачитывает свой доклад на партийном съезде в полном объеме. Потребовалось бы несколько часов. После выступления он отвечает на вопросы собравшихся.

Естественно, слова дорогого Леонида Ильича сопровождаются бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию. Бровеносец удаляется в свой кабинет, а прогрессивной мировой общественности предлагается осмотреть спецдачу.

Благодаря многолетней консервации тут удалось сохранить все аутентичные вещи: ламповые телевизоры, проигрыватели с виниловыми пластинками, сочинения классиков марксизма-ленинизма. Чешская сантехника, спальня из карельской березы, гостиная мебель из ГДР.

Галина Валюме, библиотекарь дачи в советское время: «В то время нам казалось это так красиво, так роскошно. Но когда мы уже поездили по миру, посмотрели, то, конечно, говорим: „Боже мой, как скромно это было“».

Завершается экскурсия в советское прошлое обедом по «застойному меню: салат „Столичный“», уха «Кремлевская» с расстегаями, жаркое по-московски в горшочках и морс клюквенный «Свежесть». Цены, правда, не «цековские», а современные. Иначе музей 18-летнего периода брежневского правления, который кто-то считает «золотым веком», сразу бы прогорел.

Примечательно, что памятная доска с дома Брежнева по Кутузовскому проспекту, демонтированная демократами в августе 1991 года, оказалась не где-то, а в Берлине. Немцы сами попросили отдать им эту никому не нужную у нас реликвию, чтобы поместить ее в музей Чекпойнт Чарли, у контрольно-пропускного пункта бывшей Берлинской стены.

Немцы, да и латыши, судя по всему, больше ценят советскую историю, чем россияне. До сих пор на доме номер 26 доской есть памятная доска Андропова, но нет мемориальной доски Брежнева.

Читайте также