Вертолеты не пришли на помощь энтузиастам

31.07.2009, 10:55

Видео программы «Сегодня»

На Эльбрусе на высоте более 5 тысяч метров началась ключевая фаза строительства спасательной хижины.

На Эльбрусе на высоте более 5 тысяч метров началась ключевая фаза строительства спасательной хижины. Наша телекомпания уже рассказывала о возведении дома, в котором альпинисты могли бы укрыться от непогоды. В суровых условиях гор это может сохранить человеку жизнь.

Все необходимые материалы, которые строители-энтузиасты были в силах донести до седловины, уже доставлены на место. Сейчас на помощь идут вертолеты. Для пилотов работа на такой высоте — само по себе экстремальное испытание, ведь машину нужно удержать в разреженном воздухе.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский следит за уникальной операцией.

Опытный альпинист поднимается на Эльбрус примерно 8 часов от станции «Бочки», где кончается канатная дорога. До вершины остается меньше 2 километров. Неопытный поднимается, сколько сможет, часто разворачиваясь на полпути. Сегодня на вершину предстояло занести не только самого себя, но и строительные материалы для фундамента хижины. Хочется верить, что глаза боятся — ноги делают.

Дмитрий Гурьянов, автор идеи строительства спасательной хижины на Эльбрусе: «Происходит плавная акклиматизация, потом будем постепенно подходить ближе, не так страшно будет. Туда, кажется, можно идти всю жизнь… Это высокая гора, очень высокая».

Все планы строительства срывает вертолет, точнее, его отсутствие. Очень сложно договориться о доставке грузов по воздуху с тех пор, как в прошлом году одно воздушное судно рухнуло на гору. Тогда всех спасли, но машина и по сей день лежит на склоне одной из вершин.

На такой высоте винтокрылые аппараты чувствуют себя очень неуверенно, они даже не садятся, а словно приседают. Из-за слишком разреженного воздуха потом можно не взлететь — опереться винтам не на что.

Вертолет едва касается горы одним колесом, и спасатели буквально вбрасывают пострадавшего в салон, ведь каждая секунда дорога. Другой вертолет поднимает наверх разборные домики для спасателей. Видно, как груз раскачивает ветром. Все происходит на высоте 4200 метров, а еще нужно подняться почти на полтора километра.

Сергей Веденин, спасатель Эльбрусской поисково-спасательной службы: «На Кавказ, конечно, нужно прислать 3 небольших 6-местных вертолета. Сейчас есть большие машины, тяжелые, стоящие в Сочи, Ставрополе, это довольно далеко от нас».

Металлические сетки называются габионами. Их складывают в виде коробки и набивают камнями. В таких конструкциях закрепят сваи — в гору ведь их не вобьешь. Габионы решено поднимать на себе. Сроки поджимают — до межсезонья и наступления самой опасной погоды осталось 2 месяца. Сначала канатная дорога, потом ратрак — горный трактор с очень широкими гусеницами. Габионы выгружают на высоте 5 тысяч — это предел даже для ратрака. Дальше доставлять придется только на человеческой тяге.

Триста метров наверх до седловины идти нужно по узкой тропе, пересекающей крутой склон. Экспедиция проходит этот путь за 2,5 часа. Люди с большими сетками за спиной удивляют встречных альпинистов, но больше удивляются самим себе и друг другу. Сергей Мартьянов, которого все зовут Малышом, приносит больше всех. Именно он был первым, кто рассказывал новичкам о том, что такое лишний багаж наверху.

Участник экспедиции: «Палатка весит 5 килограммов, сетка — 8, всего набирается около 25 килограммов. Малыш, кто мне говорил, что здесь каждый килограмм за 10? У тебя какой движок стоит внутри?»

Все это делается ради того, чтобы на Эльбрусе появился маленький домик с предельно простой обстановкой, но прочными стенами. Штормовой ветер, минус 20 ночью даже летом, нулевая видимость и никакого убежища. В результате гибнут около дюжины людей в год, до которых спасатели добраться не успели.

Теперь остается надеяться, чтобы вертолет не сорвался. В Приэльбрусье плохая погода. Больше ничего, что под силу поднять наверх человеку, из деталей хижины не осталось.

Читайте также