Возвращение ювелирного шедевра

28.07.2009, 16:29

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Знаменитые пасхальные яйца Фаберже, которые в течение шести лет экспонировались в разных музеях Северной столицы, поместили на постоянное хранение в Петергофе.

Последняя воля Тео Фаберже выполнена. В Петергофе прошла торжественная церемония передачи знаменитому музею-заповеднику двух пасхальных яиц, выполненных внуком знаменитого ювелира. В своем завещании Тео Фаберже пожелал, чтобы эти ювелирные произведения искусства хранились именно в городе фонтанов.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Отраженное в десятке зеркал это и без того дорогое произведение ювелирного искусства выглядело еще эффектнее. Пасхальное яйцо в традиции знаменитого дома Тео Фаберже создал к 300-летию Петербурга.

Мастер использовал материалы, которые должны были отразить блеск царской резиденции: итальянский мрамор, хрусталь и золото. Венчает яйцо треглавый орел. Двойник того, что на корпусе под гербом Большого Петергофского дворца.

Вадим Знаменов, президент государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Я хорошо помню, как мы обсуждали то, в какой год это лучше сделать и из каких материалов. Ведь соревноваться с Михаилом Евлампиевичем Перхиным и великим мастером Фаберже, мягко говоря, бессмысленно. Такого уровня мастерства достичь невозможно. Он — гений. Он сделал то, что мы все знаем по бесконечным аукционам».

Это пасхальное яйцо стало неким символом исторических связей между императорскими коллекциями и ювелирным домом. Недаром каждый год подарок демонстрировался в разных музеях. Последним было «Царское Село». Сегодня он вернулся в Петергоф.

Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф»: «В 2003 году оно было показано. Потом оно путешествовало и вернулось снова спустя столько лет. И за это время уже не стало человека., имя которого с ним связано, — Тео Фаберже. И это стало памятью, и это стало воплощением его судьбы. И такая трогательная история была: оказывается, было сделано специальное яйцо для Петергофа и оно разбилось».
Тео Фаберже должен был представить два пасхальных яйца, но одно из хрупких изделий разбилось. Тогда ювелир повторил свое произведение в более прочном материале, используя настоящий русский камень малахит.

Сегодня публике впервые показали яйцо «Самсон», раскрыв его секрет. Президент санкт-петербургской коллекции дома Фаберже Филипп Биркинштейн лично открыл коробку.

Внутри изделия, конечно, оказалась фигура библейского героя Самсона. Окружающая композицию гладь воды выполнена из голубого хрусталя. Само яйцо выполнено из серебра покрытого гильшированной эмалью. Материалы, как признался Биркинштейн, практически аутентичные, как было принято в XIX веке. За небольшим технологическим изменением.

Филипп Биркинштейн, президент британского фонда «Санкт-Петербургская коллекция дома Фаберже»: «Сто лет назад использовались такие вредные вещества, как ртуть, которое современным ювелирам не разрешают употреблять. Поэтому они ищут различные способы, чтобы употреблять другие вещества».

Финалом события стала официальная церемония передачи ювелирных творений. Тео Фаберже на создание своих произведений вдохновляли достопримечательности Петергофа.

Мастера как художника восхищали интерьеры, архитектура. Скульптура, но в особенности фонтаны. Говорят, когда он доставал фрукты в гроте, то вымок до нитки и радовался этому, как ребенок. Пасхальные яйца — это не просто подарок, а самая большая дань творца, которую он захотел отдать в честь великого произведения как Петергоф.

Читайте также