На подмостках Михайловского к трюкам на пуантах готовится «Сильфида»

11.11.2016, 19:03

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловский театр Петербурга возвращается «Сильфида». Это старейший из дошедших до нас романтических балетов. Именно в нём в Париже в 1832 году балерина впервые встала на кончики пальцев.

«Сильфида» до сих пор — настоящая балетная драгоценность. Оправу к ней заметно обновили, добавив новые декорации и костюмы, тщательно воссоздав хореографию. К тому же появление «Сильфиды» из окна или парение из кулисы в кулису больше не будет сопровождаться скрежетом и скрипом.

За день до премьеры секреты обновленной машинерии раскрыл корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В этом спектакле декорации, которые были сделаны 41 год назад, уже стали реликвией. Изюминкой этого балета можно считать и сценические фокусы, придуманные еще в XIX веке. Но если еще в середине 1970-х их выполняли с помощью всё той же механической машинерии, то теперь чудеса автоматизировали.

Вячеслав Окунев, главный художник Михайловского театра, народный художник России: «Сейчас это всё гидравлика со сложным управлением».

Анжелина Воронцова, готовясь станцевать «Сильфиду», лично опробовала новый механизм для эффектного трюка. Перевоплощаясь в Дух воздуха, ей предстоит спорхнуть с подоконника. Сделать это в позе арабеск оказалось непросто.

Анжелина Воронцова, исполнительница партии Сильфиды: «Во-первых, это важно для зрителя. Чтобы всё получилось, чтобы это было гладко, чтобы Сильфида спускалась с окна, а некрасиво сваливалась или какой-то механизм подводил».

А ведь это только один из шести трюков. Еще Сильфида улетает в камин. Несмотря на то, что нам раскрыли нехитрый секрет, такое волшебство наяву впечатляет.

По старым чертежам создали качели, которые помогут главной героини раскачиваться на ветке. И еще повторят полет Сильфиды, который всегда захватывал дух даже у искушенной публики.

Филиппо Тальони удивил парижскую публику в 1832-м не только трюками, но и хореографией. Два года спустя его дочь танцевала «Сильфиду» уже в Петербурге, поразив зрителей нововведением — пуантами.

Впервые поднявшись на пальцы, балерины придали классическому танцу новое романтическое направление. И оставили таким образом потомкам новую партию, в которой должна быть идеальная пятая позиция, выворотность и мелкая техника ног.

Михаил Мессерер
, главный балетмейстер Михайловского театра: «Мелкая техника ног — это очень красивые движения. Они очень приятные. Балерины обожают их исполнять. Просто мы давно не танцевали этот спектакль и нам нужно вернуться к ощущениям старинных движений изящества и положений корпуса, стоп, глаз».

Эта версия старейшего в мире балета появилась в СССР в 1975-м. В Малом театре оперы и балета, как тогда назывался коллектив, была специально приглашена Эльза-Марианна фон Розен.

Знаменитая балерина Шведского королевского балета прославилась во всем мире реконструкциями «Сильфиды». В Копенгагене она танцевала версию, поставленную в первой половине XIX века Бурнонвилем на музыку Левенсхольда. Именно эта трактовка, благодаря танцовщице, и была изложена на сцене ленинградского театра.

Старинный балет в Михайловском с новыми оригинальными костюмами непременно должен покорить публику. Но вот крылышки, дававшие волшебную силу, Сильфида будет терять так же элегантно, как и в самом первом спектакле, чтобы даже в деталях оставаться легендарной постановкой.

Читайте также