После реставрации в Петербургской консерватории возродят домовую церковь

01.11.2016, 18:07

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Санкт-Петербургской консерватории впервые проходит капитальная реставрация. Она уже преподнесла множество сюрпризов.

Поправить консерваторию за последние 125 лет пытались не единожды. Первым в конце XIX века за дело взялся Владимир Николя. Он сохранил фундамент и часть конструкций прежде стоявшего здесь первого в стране Каменного театра. Спустя два десятилетия здание первого музыкального вуза страны опять подвергли перестройке согласно проекту Траугота Бардта.

Вадим Веселов, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской: «Он изменил конфигурацию. Ради этого были частично снесены капитальные стены, устроены карманы. Но в действительности современники Бардта признавали, что улучшились многие характеристики, в том числе акустика зала Рубинштейна».

Театральный зал консерватории, каким помним его мы, — наследие оттепели. За счет мощных ярусов в 1964-м существенно увеличили количество зрительских мест. О том непритязательном советском декоре теперь напоминают обломки барельефа рыбки и чего-то беспозвоночного.

Но глотать наживку этой самой свежей версии зала современные реставраторы не стали. За основу проекта нынешней реконструкции взяли вариант 1912 года, оговорившись: это будет, скорее, стилизация с элементами классики, отмечает корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Сделать один в один мешают существенно изменившиеся требования к техническому оснащению сцены и зрительного зала.

Кшиштоф Поморски, технический директор конструкторского бюро: «Постоянно растет ширина театрального кресла и расстояние между рядами. Когда-то было 500 миллиметров, сегодня уже говорим о 550 миллиметрах и даже 600 миллиметрах».

Сейчас места в партере занимают строители. Они уже укрепили исторические своды входной группы и в данный момент готовятся соединить металлические балки перекрытий, на которые впоследствии будет положена многоуровневая бетонная плита.

Цель конструктивных изменений — обновить инженерные сети. С позапрошлого века нагрузка на здание заметно возросла. Нужно больше воздуха и больше полезных площадей. В том числе и поэтому внутренние дворы консерватории превратят в атриумы.

Открытия, без которых не обходится ни одна реставрация, в консерватории уже произошли. Там, где в 30-е годы прошлого века были оборудованы шесть репетиционных классов, вновь — единое пространство. С высокими окнами и сводчатым потолком.

Наталья Волынская, и. о. директора Северо-Западной дирекции Министерства культуры РФ: «В процессе производства работ была обнаружена живопись. Мы изыскиваем возможность восстановить эту живопись и иконостас. Потому что изначально это было здание домовой церкви. Предполагается, что им оно и останется».

Подробнее — в сюжете.

Читайте также