Под парусом по Белому морю

13.07.2009, 20:22

Видео программы «Сегодня»

В самый разгар курортного сезона сотни любителей парусного спорта отправились на… север, где стартовала Соловецкая регата.

В самый разгар курортного сезона сотни любителей парусного спорта отправились на… север. В акватории холодного Белого моря стартовала Соловецкая регата — одно из крупнейших в стране соревнований под парусом, которое сами спортсмены называют «приключением».

Среди яхтсменов Белое море считается непредсказуемым и неудобным. Мощные переменные течения, постоянные туманы, пронизывающий ветер и штормы превращают каждый этап регаты в настоящее испытание. А старт от финиша отделяют 600 трудных миль, около тысячи километров.

Корреспондент НТВ Александр Калинин вышел в море.

С виду — мечта мариниста Айвазовского: море, туман, чайки. У стен Соловецкого монастыря собираются чересчур веселые люди. Сразу видно — не туристы, ибо туристы такой погоде не радуются.

Врунгелевское «как вы яхту назовете, так она и поплывет» тут довели до смыслового совершенства. Например, фаворит гонок — яхта «Interloper», что в переводе с английского означает «человек, сующий нос в чужие дела». Мол, всех достанем, никто не уйдет.

На палубе понимаешь: одним журналистским образованием диалог с моряками не наладишь. Знакомая обстановка осталась на берегу. Капитан Сергей Шалабанов добавляет проблем.

Сергей Шалабанов, капитан яхты: «Когда парус переходит с борта на борт, наветренный подбирается, подветренный отдается, заводится за гид, выносится».

Уточнять, что куда подбирается и отдается, — бесполезно. Этому нужно учиться всю жизнь, или, в крайнем случае, полжизни. Капитан Шалабанов потратил на это уже 37 лет. Опытнее только помощник Жилкин. Ему 61 год, и 45 из них связаны с морем.

Владимир Жилкин, помощник капитана яхты: «Дней на 10 сходим в море, вот и отдохнем. Заодно грибы-ягоды пособираем».

А все-то думали: раз яхта, значит, Каннское побережье и бокал шампанского в руках. Поведение этих людей вообще трудно поддается логике. Вроде бы разгар лета, все едут если не на Лазурный берег, то хотя бы на Черное море, а они выбирают Белое.

Сергей Шалабанов, капитан яхты: «Здесь свои красоты!»

Когда с моря дует ветер, от таких красот хочется укрыться в каюте. Во-первых, здесь тепло. Во-вторых, все более или менее понятно.

Денис Матвеев, старший помощник капитана яхты: «Моряк, лежа в койке, с помощью одного нехитрого приспособления может регулировать свое положение относительно воды».

В Белом море — белые ночи. Под ритмичный плеск волн морской романтикой проникаешься, даже если никогда на яхте не ходил. Скажешь «плавал» или «ездил», тут же строго поправят. После этого можно переходить к главному.

Корреспондент: «Детский вопрос такой, несерьезный. Порулить можно? Пока не под парусами…»
Сергей Шалабанов, капитан яхты: «Можно! Костя, объясни, куда идти».

Профессиональное наблюдение: почему-то у штурвала рождается больше всего вопросов. Впрочем, скоро вопросы заканчиваются. Остаются только эмоции.

Под парусами яхта Шалабанова идет уже без нас. За лишних пассажиров на старте могли дисквалифицровать, но обошлось. Теперь — 24 часа и сотни миль в пути. А потом, конечно, как в песне: «Штурмовать далеко море/ Посылала нас страна».

Читайте также