Субмарины отправили в утиль

10.07.2009, 14:23

Видео программы «Сегодня»

В город Большой Камень доставили две атомные подлодки класса «Щука». Однако ремонтировать их не будут.

В город Большой Камень доставили две атомные подлодки класса «Щука». Но ремонтировать их не будут. Субмарины уже отработали свой срок, и пойдут на металлолом.

Для перевозки этих подлодок с Камчатки в Приморье впервые применили огромное судно-платформу. Об операции, которую уже назвали уникальной, расскажет корреспондент НТВ Игорь Сорокин.

Основная задача этого судна — перевозка буровых установок, но сегодня на его борту не совсем привычный для моряков груз — две атомные подводные лодки, отправленные в утиль. Из Велючинска на Камчатке до Приморья на завод «Звезда» голландский «Трансшелф» (Transshelf) доставил их всего за пять дней.

Обычно к месту утилизации списанные подводные лодки приходят либо своим ходом, либо добираются на буксире. И лишь однажды на Северном флоте три года назад субмарина такой переход совершила на борту самопогружаемого судна. На Дальнем же Востоке подобная операция проводится впервые, к тому же здесь не одна лодка, а целых две.

Впрочем, так подводные лодки еще ни разу не перевозили не только в России, но и в мире. Авторы проекта — компания из Канады. Деньги в рамках программы «Глобальное партнерство» пришли также из-за рубежа. Транспортировка лодки на Северном флоте — был первый опыт. Теперь огромную площадь голландского судна решили задействовать с максимальной пользой.

Майкл Уошер, руководитель программы утилизации атомных подводных лодок: «Для нас это не только экономия времени, но и денежных средств. Один день работы такого судна стоит очень дорого, поэтому нет никакого смысла нести двойные расходы».

Обе лодки класса «Щука» были построены еще в начале 80-х. Из-за дороговизны ремонта проще оказалось разрезать их на части, чем постоянно поддерживать на плаву. Всего Канада согласилась помочь в утилизации четырех АПЛ.

Владимир Доровских, начальник отдела протокола судоремонтного завода «Звезда»: «Мы работаем только с теми кораблями, которые выведены из состава действующего флота. Они стояли на отстое по 5–10 лет, представляя определенную угрозу окружающей среде».

Вновь прибывшие субмарины скоро отправятся под нож заводской гильотины. Все узлы и механизмы с них сняли еще в Велючинске, внутри только заглушен реактор и отработанное ядерное топливо.

Андрей Россомахин, генеральный директор судоремонтного завода «Звезда»: «Отработавшее ядерное топливо будет погружено в специальные контейнеры, которые затем будут вывезены спецэшелонами на МПО „Маяк“ для дальнейшей переработки».

Судно «Трансшелф» самопогружаемое — чтобы освободиться от груза, оно опуститься на дно. Лодки останутся на плаву и уже дальше с рейда и до причала они доберутся с помощью буксира. Тем временем на Камчатке своей очереди на утилизацию дожидается еще несколько десятков списанных атомных субмарин.

Читайте также