«Спящую красавицу» в Петербурге перетанцуют на французский лад

28.10.2016, 19:23

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Впервые за 125 лет классический русский балет ставит французский хореограф. Знаменитый солист парижского «Гранд-опера» Жан-Гийом Бар представит на сцене театра имени Якобсона свою версию спектакля на музыку Чайковского.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков расскажет о «Спящей красавице» с французским акцентом.

Жан-Гийом Бар, стремительно передвигаясь по проходам, вносит последние изменения в хореографию. В его постановке много нюансов и деталей, которые принципиально отличают его «Спящую красавицу» от классической версии другого француза. В театре балета имени Якобсона уже осознали, что стилистически этот спектакль получился совсем иным.

Андриан Фадеев, художественный руководитель театра балета им. Л. Якобсона, заслуженный артист России: «Это постановка на французский манер. Ведь „Спящая красавица“ — это Франция. Много лет назад Мариус Петипа поставил этот балет в России, а более чем через 100 лет спектакль с нашей труппой ставит Жан-Гийом Бар».

Жан-Гийом вводит предпролог, в котором есть завязка сюжета, объясняющая появление и месть феи Карабос.

В классическом варианте эта партия строилась только на жестах и пантомиме, а исполняли ее чаще мужчины. У Бара Карабос затанцевала. Более того, под нее адаптировали и хореографию. В концепции француза фея стала красивой, соблазнительной и опасной женщиной. Так, по его мнению, диктует божественная музыка Чайковского. Жан-Гийом Бар расширил и партию принца Дезире, у которого теперь не две, а целых четыре вариации.

Жан-Гийом Бар, хореограф-постановщик (Франция): «Начиная с XIX века мужчины сошли со сцены и стали такими второстепенными персонажами. Мне кажется, это несправедливо. Сегодня хотелось прийти к какому-то паритету. И даже в версии Нуреева это партия более широка, чем это обычно принято. Как раз я эту версию и танцевал».

У хореографа богатая биография: солист Парижской оперы, гастролировал с труппой Нуреева, теперь педагог, постановщик и кавалер ордена литературы и искусства Франции. Знаток классического танца добивается от исполнителей высокого темпа. В своей трактовке он буквально разбудил Спящую.

Елена Чернова, исполнительница партии принцессы Авроры: «В первом акте, конечно, приходится работать два круга. Это очень редко делают. Он поставил полный вариант с оригинальной музыкой. Уже на последнем дыхании».

Хореограф расставил не только другие музыкальные акценты, но и привнес в спектакль элементы французской школы. Если в российской ценят красивые руки, то во Франции обращают внимание на ноги.

И при этом, как добавляет сам Жан-Гийом Бар, должна быть не только аккуратность и выразительность стоп, но и недосказанность в жестах. Чтобы возникло чувство элегантности и утонченности. Эта версия «Спящей» точно получилась в стиле а-ля Версаль.

Читайте также