Сюжет «Ледокола» и как это было на самом деле: детали антарктической экспедиции

28.10.2016, 11:15

Видео программы «Сегодня»

Российский блокбастер «Ледокол» принес прокатчикам уже 163 миллиона рублей, опередив по сборам новый боевик с Томом Крузом. Фильм Николая Хомерики, основанный на истории судна «Михаил Сомов», которое в 80-е годы 133 дня провело в плену антарктических льдов, безусловно, поражает масштабом съемок и спецэффектами.

Павел Сидоркин вспоминает с товарищами ту уникальную спасательную экспедицию. В марте 1985 года ледокол «Михаил Сомов» застрял в антарктических льдах.

Геннадий Антохин, в 1985 г. — капитан ледокола «Владивосток»: «Я не знаю, почему „Михаила Сомова“ бросили. Он один период был без связи. Ему запретили выходить в эфир. Никакой связи не было. Это со спутника, с американского спутника увидели судно в дрейфе. Говорят: чей? В июне, через три месяца после сигнала бедствия, на помощь „Сомову“ посылают ледокол „Владивосток“».

Олег Андрусенко, в 1985 г. — главный механик ледокола «Владивосток»: «Я разговаривал со стармехом с „Сомова“, он рассказал, как один уже пошел пешком до Ленинграда. Вот такие случаи были».

История «Михаила Сомова» показана в фильме «Ледокол». Судно тут фигурирует под названием «Михаил Громов». Это кино о мужестве, трусости, предательстве и борьбе за жизнь, когда кругом лишь белый снег да серый лед.

Как передает корреспондент НТВ Гарри Княгницкий, для спешащего на выручку «Владивостока» неприятности начались задолго до Антарктиды. В Тихом океане случился чудовищный шторм, а ледоколы к большой волне в принципе не приспособлены. Чудом не перевернулись.

Во льдах «Владивостоку» комфортнее, но от края ледяной кромки до места заточения «Сомова» — как от Питера до Мурманска. Лед слишком толстый, поднимают вертолет. Экипаж Ми-8 выискивает трещину, машина зависает над ней, и «Владивосток» идет к воздушному маркеру. Так от точки к точке ледокол пробирается за поводырем, словно разыгрывая опасную шахматную партию, и все равно застревает во льдах. Несколько часов пытается сдвинуться. Через три недели на «Сомове» должно кончиться топливо, а нет горючего — нет и отопления. После очередной ледовой разведки экипаж вертолета вернулся взволнованным.

Геннадий Антохин: «Пилот говорит: я дорогу видел прямо до „Сомова“, уже темно было, я систему трещин зарисовал, пока не было сжатия. Я тут же говорю: была не была — заводимся!»

Как будто и правда кто-то на время приоткрыл калитку, проложив в ледовом панцире трещины, чтобы первый в истории антарктический поход, совершенный полярной ночью, увенчался успехом.

Читайте также