Рисующего Церетели знают немногие

08.07.2009, 18:15

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском замке представили живописные работы, фотографии и личные вещи президента Российской академии художеств.

В какой обстановке создаются шедевры теперь можно увидеть в Михайловском замке. Там открывается персональная выставка Зураба Церетели. В Русском музее попытались максимально точно воссоздать мастерскую президента Российской академии художеств.

Для этого в залах разместили не только работы мастера, но и его личные вещи. Перед открытием экспозиции художник сам вносил последние штрихи и делился воспоминаниями.

С рисующим Церетели встретился корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Несмотря на то, что работы Церетели представлены в шести залах, экспозиция сделана без пафоса, в уютной атмосфере. Вместе с живописью, скульптурой, эмалью здесь можно найти предметы интерьера из дома художника: стулья, кресла и, конечно, палитру, этюдник, мольберт. Концепция первой персональной выставки Церетели в Русском музее — показать произведения художника в творческой лаборатории в мастерской.

За несколько часов до открытия выставки Зураб Церетели еще работал кистью. Творить президенту Академии художеств помогала запись Сезарии Эворы. Художник после приезда в Петербург неожиданно решил написать портрет дочери — искусствоведа Елены. Понравилась расцветка ее пальто. Вообще, у Церетели необычайно острое цветовосприятие. Это подчеркивают все, кто хорошо знает живопись художника.

Владимир Леняшин, завотделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственного Русского музея: «У него такой звериный инстинкт. Среди всех этих напластований он берет след. И он его не подводит. В результате все начинает сходиться. Какие-то работы разговаривают друг с другом. И очень интересно сделать экспозицию, потому что одна стена синяя, другая красная».

Всю экспозицию выстроили по особому принципу. В каждом зале доминирует свой цвет. Церетели словно импровизирует с красками и объектами — это его стиль. Внимательный созерцатель в его работах увидит и любовь к фрескам в грузинских монастырях, и отголоски французского авангарда, и даже влияние Модильяни. Преподавателем Церетели в тбилисской Академии художеств был знаменитый Василий Шухаев, который проработал много лет во Франции.

Зураб Церетели, народный художник СССР, президент Академии художеств: «Я объясню его педагогическую мудрость. Здесь холст, позади стоит натурщица. И ты рисуешь, глядя на натурщицу. И он говорил, что самое главное ты берешь от натурщицы и сразу же переносишь впечатление на холст».

Церетели говорит, что такую школу живописи стараются прививать и сегодняшним студентам. На Западе классическую школу просто потеряли. Как говорят в Русском музее, Церетели смог сформироваться как художник благодаря отдаленности от Москвы и Ленинграда.

Тогда национальным художественным школам, что называется позволяли вольности. В 60-х его авангард был если не запрещен, то уж точно не приветствовался. Церетели вспоминает, что педагоги учили его быть раскрепощенным в творчестве порой из-под полы.

Зураб Церетели, народный художник СССР, президент Академии художеств: «Были запрещены импрессионисты. Тихо приносили их репродукции и книги. Моментально обратно не оставляли».

Новый портрет Церетели, возможно, оставит незаконченным специально для этой выставки. Полотно будет находиться словно в мастерской художника, в которую неожиданно пришли гости. А мастер на время общения отложил краски и кисти.

Читайте также