Николай Никифоров — о роуминге в Крыму, «пакете Яровой» и американской киберугрозе

24.10.2016, 10:00

Видео программы «Поздняков»

Пакет антитеррористических законов, известный также как «пакет Яровой», только подходит к стадии реализации, и потенциальные риски следует взвешивать без эмоций. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью. В эфир НТВ программа «Поздняков» выйдет сегодня в полночь, сразу после «Итогов дня».

О «пакете Яровой»

Антитеррористический пакет направлен на задачу предотвращения преступления, прежде всего, действительно, террористического, экстремистского толка, совершаемых с помощью таких современных инструментов связи, как сотовая связь, Интернет… Преступления, совершаемые с помощью современных информационных технологий — прежде всего преступления, и относиться к ним нужно именно так, с точки зрения соответствующих статей Уголовного кодекса. Или Административного кодекса, если это предусмотрено. Поэтому государство всегда предпринимает некий адекватный набор мер…

Основная резонансная норма того самого антитеррористического пакета — это вопрос сбора и хранения данных, передаваемых в сетях связи. Речь о том, что нужно чётко определиться, какой объём данных какой срок мы должны хранить для того, чтобы была основа для предотвращения этих преступлений.

Любые эмоциональные оценки того, сколько нужно хранить данных, сколько это может стоить для операторов, вызовет это рост цен на связь или не вызовет, — они сегодня преждевременны. Хочу напомнить, что срок вступления этой нормы закона в силу — это 2018 год. Операторы сегодня ведут соответствующую проработку. Президент дополнительно дал поручение проработать, насколько мы можем использовать российское оборудование. Сегодня проработка этого вопроса идёт. Поэтому соответствующие ответы и правила регулирования этой сферы, которые отнесены теперь уже к полномочиям правительства, — они будут обязательно приняты. Всему своё время. Преждевременные оценки давать не стоит. Здесь не должно быть каких-то эмоциональных суждений. Есть совершенно конкретная понятная задача. Она определена депутатами, которые внесли данный законопроект. Часть его норм имеет отложенный характер.

О госуслугах в Интернете

У нас в целом на едином федеральном портале госуслуг с очень простым адресом gosuslugi.ru сегодня зарегистрировано почти 35 миллионов жителей. Практически это каждый второй пользователь Интернета, что приятно…

При оказании любой услуги могут возникнуть те или иные проблемы. И, кстати, достаточно эффективно работает электронный сервис досудебного обжалования. Пользуясь случаем, хотел бы всем прорекламировать зайти на сайт do.gosuslugi.ru. Если где-то вам некачественно оказали ту или иную госуслугу, вы можете в досудебном порядке обратить на это внимание соответствующих и проверяющих органов и того органа власти, который сам эту услугу оказал. Очень эффективно, рекомендую.

О сотовой связи и мобильном Интернете

В Российской Федерации — один из самых низких в мире уровней цен на сотовую связь и мобильный Интернет. Мы даже не представляем, насколько мы можем этим гордиться…

Прежде всего это происходит благодаря тому уровню конкуренции, который есть в нашей отрасли связи. И мы его системно поддерживаем. Мы все условия создаем, чтобы операторы, конкурируя друг с другом, предоставляли лучший сервис по меньшим ценам…

Роуминг — это техническое понятие. Если бы не было роуминга, и вы со своей сим-картой приехали в тот регион, где ваш оператор не работает, или в другую страну, то вы бы просто не получали эту услугу. Что такое роуминг в Крыму? В Крыму работают сегодня местные операторы. Если вы приехали с сим-картой другого оператора, которого в данном случае на данной территории нет, то связь бы просто не оказывалась. Если вы недовольны тем или иным уровнем тарифов, то самый простой способ, что можно сделать, — это посмотреть на тарифные предложения альтернативных операторов и сделать свой выбор.

Сегодня работает, к примеру, такая услуга, как перенос номера. Более 4,5 миллиона абонентов уже ей воспользовались и перенесли свой номер от одного оператора к другому. Кто-то называет это «отменой мобильного рабства». Именно так работает рыночная экономика. Граждане голосуют рублем, они выбирают ту услугу у той компании, которая им больше соответствует по качеству и цене… Основной принцип — это рыночная экономика и конкуренция. Это самый главный двигатель прогресса в нашей отрасли связи. Что касается Дальнего Востока, вот в 2016 году мы впервые в истории проложили подводный кабель, к примеру, до Магадана и до Камчатки. Сейчас запустили проект по прокладке кабеля на Курильские острова. Нужно понимать, что это территории, на которых проживают сотни тысяч человек, с учетом Камчатки, где никогда не было вообще проводной связи: там всё работало через спутник.

У нас очень большая и очень разная с точки зрения инфраструктурной готовности страна. Поэтому мы полностью слышим и коллег из Федеральной антимонопольной службы, и слышим замечания, которые высказывают те или иные пользователи, но нужно просто понимать, что нельзя пытаться популистскими мерами и заявлениями изменить основные принципы здесь. Если, к примеру, законодательно запретить операторам такое понятие, как национальный роуминг, это приведет к очень простому результату: в целом уровень цен на сотовую связь в Российской Федерации вырастет. Мы этого допустить не хотим. Для того, чтобы это сделать, нужно сначала завершить целый ряд других реформ, реформу так называемого межоператорского взаимодействия. Очень много вещей унаследованы, исходя из того, как раньше строилась связь, какие раньше применялись технологии, какие применяются сегодня. Поэтому с точки зрения страны мы, конечно же, выступаем за идеальный вариант, чтобы были в идеале вообще плоские тарифы на эту связь. Но скажите: у нас сегодня плоские тарифы на электричество? У нас сегодня бывает, что в одном городе и в городе-соседе цены на электроэнергию могут отличаться в два раза. К сожалению, это объективные обстоятельства нашего инфраструктурного развития. То есть ответ такой: мы над этим работаем, по мере завершения всех реформ межоператорского взаимодействия это будет уходить в прошлое. Сегодня практически все операторы ввели специальные тарифные опции. Если вы часто ездите по стране, вы их подключаете, у вас нет таких вопросов.

Что касается Крыма — опять же, это вопрос взаимодействия операторов друг с другом. Крым в рекордные сроки, за два года, получил такой серьезный рывок с точки зрения обеспечения связью. Там 3G практически не было нигде, сегодня почти вся территория Крыма покрыта сетевой связью третьего поколения. LTE, 4G вообще никогда не было на этой земле — сегодня мы видим во всех крупных населенных пунктах сеть связи четвертого поколения. Эти огромные инвестиции были сделаны операторами. Поэтому, конечно же, нужно за счет конкуренции, такого вот справедливого подхода действительно делать так, чтобы такие понятия, как наценки за право работать в другой сети или в другом регионе, уходили в прошлое. А роуминг, еще раз повторю, — это лишь техническое понятие…

Рынок есть рынок. Чудес не бывает. Если мы хотим качественный продукт с понятными условиями его оказания, он будет платный. Я думаю, что мы уже проходили периоды жизни нашей страны исторические, когда надеялись, что те или иные услуги в их бесплатном или условно бесплатном формате предоставления могут считаться действительно качественными и удовлетворять жителей. Я считаю, что для услуг связи такое не применимо. Конечно же, возможны разные маркетинговые ходы, но в целом как в такую концепцию я не верю…

У нас все-таки достаточно приличный уровень сотовой связи, особенно в городах. Конечно же, есть вопросы по покрытию протяженных дорог, особенно в сибирских, дальневосточных регионах. Есть вопросы по покрытию малых населенных пунктов, но над ними постепенно идет работа. Мы все время закручиваем гайки по условиям работы операторов. Это невозможно одномоментно сделать. Мы не какое-то компактное, небольшое государство. Мы самая большая по территории страна в мире, которая живет в огромном количестве часовых поясов и простирается на тысячи километров.

О кибератаках

Подавляющее большинство устройств и программного обеспечения, которые используются и в Российской Федерации, и во всем мире, фактически имеет происхождение из той страны, чей, насколько я помню, вице-президент (Джозеф Байден, вице-президент США — Прим. ред.) позволил себе такое заявление (о подготовке кибератаки на Россию — Прим. ред.). Мы считаем, что весь мировой рынок IT сегодня монополизирован фактически одной страной. Это угроза для всего мирового сообщества…

Бессмысленно говорить о том, что давайте для каждой страны создадим какую-то свою операционную систему, свою базу данных, как-то оградим свой периметр и будем жить… Мы против запретов, мы за то, чтобы поддержать альтернативные разработки. Мы хотим конкуренцию.

Разработка программных продуктов — это так же сложно, как разработка космической техники, самолетов, атомной промышленности. Это такие же сложные инженерные разработки, хотя, может быть, кажутся они простыми. Сегодня полный набор интернет-сервисов, таких как, например, поисковая система, социальные сети, электронная почта и т.д. и т.д., вообще доступен меньшему количеству стран, чем те, которые сегодня обладают технологией создания ядерного оружия. Это тоже показатель. К счастью, Российская Федерация здесь является одной из лидирующих наций. И я думаю, что это серьезный залог того, что у нас получится. И поэтому, возвращаясь к вопросу про планируемые кибератаки, хочу лишь повторить то, что мы сегодня объективно зависимы с точки зрения тех технологий, которые мы используем.

Смотрите полную видеоверсию интервью Николая Никифорова на нашем сайте. В эфир НТВ программа «Поздняков» выйдет сегодня сразу после «Итогов дня».

Читайте также