В честь отреставрированной хрустальной лампы в Эрмитаже устроили бал

14.10.2016, 18:22

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Эрмитаже после реставрации представили лампу из горного хрусталя, возраст которой составляет 11 веков. Ее называют уникальной даже в главном музее Северной столицы, в котором хранится почти 200 экспонатов из этого природного минерала.

Светильник вырезан из цельного куска породы. По форме, тонкости работы и прозрачности подобных в мире, пожалуй, больше нет. Восстанавливали лампу с лета этого года, когда появились технологии, позволяющие деликатное восстановление.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко
восхитилась.

Судьба этого экспоната насчитывает ни один сюжетный поворот, но она точно счастливая. Удивительным образом хрупкий, виртуозно выполненный сосуд объединил Восток и Запад, век X и век XVI, искусных старинных мастеров и вооруженных лазером современных реставраторов.

Местом рождения светильника разные исследователи считали то Египет, то Ирак. Десять лет назад все же атрибутировали как египетский. Скорее всего, шедевр появился на свет в одной из лучших мастерских халифов. И, вероятнее всего, по прямому назначению, как лампа не использовался.

Анастасия Теплякова, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Носик расположен очень низко. Соответственно, мы не можем налить туда много масла и совершенно очевидно, что ее функциональное назначение какое-то непонятное. В мире существует примерно 200 ближневосточных изделий из горного хрусталя, но эта единственная лампа. Есть кувшинчики, есть флакончики, есть какие-то фляжечки, есть печати. Больше аналогий нет».

Итальянская реинкарнация лампы случилась в начале XVI века, когда трофей крестоносцев попал в руки итальянских мастеров и превратился в чашу. Интересно, что золотая оправа с головой морского чудовища и миниатюрными фигурками Нептуна и Амфитриты в Эрмитаже долгое время хранилась отдельно от хрустальной части. Во время реставрации все детали разобрали и очистили с помощью лазерной установки. Эмаль восстановили благодаря уникальной методике с использованием армированных композитов.

Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа: «Металл получил напряжение, и нужно было сделать так, чтобы эмали хорошо держались. Конечно, была очень сложная работа, и нам специально привезли уникальные микроскопы. С ними человек сидел и четыре месяца каждый день выращивал эту эмаль. Это очень сложный процесс».

Реставрационные работы финансировал знаменитый ювелирный дом. Неудивительно, что из различных проектов, предложенных Эрмитажем для сотрудничества, этот вдохновил сильнее всего.

Она не только завораживает, а даже звучит. К такому мнению пришли музыканты, приглашенные в честь драгоценного экспоната.

Сотрудники Эрмитажа не сомневаются, что вслед за гостями бала к хрустальной красавице на поклон теперь выстроится целая очередь из посетителей. Обретя вторую молодость и поблистав в Зале майолики Нового Эрмитажа, лампа вернется на постоянную экспозицию отдела Востока, на третий этаж Зимнего дворца.

Читайте также