Путин приостановил соглашение с США об утилизации плутония

03.10.2016, 12:55

Фото: Машков Юрий / ТАСС.
Видео программы «Поздняков»

Владимир Путин подписал указ о приостановке действия соглашения с США об утилизации избыточного оружейного плутония, которое было подписано 29 августа 2000 года. Глава корпорации «Росатом» Сергей Кириенко в интервью НТВ прокомментировал это событие.

Как следует из указа, который опубликован на официальном портале правовой информации, соглашение приостановлено из-за «коренных изменений обстоятельств, возникновения угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении РФ и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств, а также исходя из необходимости принятия безотлагательных мер по защите безопасности Российской Федерации».

В документе подчеркивается, что речь идет о плутонии, который «не используется для целей изготовления ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, для исследований, разработок, проектирования или испытаний, связанных с такими устройствами, или для любых других военных целей».

МИД РФ поручено направить соответствующее уведомление американской стороне.

Соглашение от 2000 года предусматривало утилизацию излишков оружейного плутония в России и США путем производства из него смешанного оксидного топлива, использования в энергетических ядерных реакторах, перевода в формы, непригодные для создания вооружений, а также захоронения. Предполагалось, что каждая из сторон приступит к ликвидации «рассекреченных» запасов плутония в объеме 34 тонн. Россия, в частности, перерабатывает оружейный плутоний в топливо для атомных электростанций.

В апреле текущего года Владимир Путин заявил, что США не выполнили своих обязательств и сохранили свой возвратный потенциал в этой области. Президент напомнил, что плутоний, по соглашению, должен уничтожаться промышленным способом, и для этого нужно было построить специальные предприятия. Россия выполнила свои обязательства, построив соответствующее предприятие, а США этого не сделали.

О том, что именно вызывает озабоченность России, глава корпорации «Росатом» Сергей Кириенко рассказал ведущему программы НТВ «Поздняков».

Кирилл Поздняков: «Согласно двухсторонним договорённостям, Россия и США должны были построить заводы по утилизации оружейного плутония. Мы построили. Америка — нет. Почему? Что за этим стоит? Есть такая теория, она связана с тем, что американцы пытаются таким образом спрятать оружейный плутоний, чтобы потом можно было его снова быстренько вернуть на службу».

Сергей Кириенко: «Технологии такой ни у кого не было. И мы, и они создавали эту технологию заново. Технологии действительно не было. То есть что надо сделать. Нужно не просто сделать технологию, нужно создать завод, который позволяет смешать плутоний с ураном, создать так называемое мокс-топливо, смешанное топливо. Главный смысл такой: как только мы плутоний перемешали и положили в реактор, он теряет свои оружейные свойства. Он, собственно, сгорит в реакторе, превратится в достаточно ценное сырьё, мы за счёт него получим электроэнергию, а своё качество оружейности (оно потеряет). То есть его нельзя потом оттуда достать и снова попробовать сложить из него боеголовку, уже не получится».

Поздняков: «А вот если его разбавлять, тогда можно».

Кириенко: «Совершенно верно. Поэтому, собственно, ключевая задача — создать такую технологию, построить завод, который будет обеспечивать производство топлива… либо построить новые реакторы, либо модернизировать действующие реакторы, чтобы они были способны использовать такое топливо.

Россия полностью выполнила эти обязательства. В прошлом году уже состоялся энергетический пуск быстрого натриевого реактора БН-800 на Белоярской станции, который под это топливо и построен. И мы также в сентябре прошлого года осуществили промышленный пуск завода по производству мокс-топлива в Красноярском крае на горно-химическом комбинате, причём в уникальных условиях: глубоко в скале абсолютно изолированные камеры, манипуляторами обеспечивающие производство, то есть абсолютно безопасное, гарантирующее абсолютное отсутствие воздействия на экологию и окружающую среду. Мы всё это сделали.

Наши американские партнёры пробовали. Нельзя говорить, что они не старались. Проект шёл, по-моему, больше 7 лет. Мы потратили, кстати, на свой завод мокс-топлива, если в доллары пересчитать, по-моему, 240 миллионов долларов, это порядка 9 миллиардов рублей. (У американцев) 7 миллиардов долларов потрачено, завод не закончен. Насколько я понимаю, там в какой-то момент возникли вопросы у конгресса, что, ну, хватит, сколько можно это финансировать?

Может быть, с этим связано, может быть, с чем-то другим, но действительно в какой-то момент времени прошло объявление в конгрессе о том, что наши американские партнёры рассматривают возможность не сжигать его в реакторах, а с чем-нибудь перемешать и захоронить. Ну, дальше вы, в общем, всё за меня сказали.

Главный риск заключается в том, что если его сожгли, то вернуть его нельзя, а если его перемешали и закопали, то, в принципе, технологически существует возможность его раскопать и снова разделить. Способы разделения разных химических веществ, конечно, существуют.

Главное заключается в том, что у нас было подписано соглашение, в котором было прямо указано, что мы вместе договариваемся, что способом утилизации Россия и США выбирают сжигание в реакторах… У нас действительно в этом соглашении написано, что могут быть внесены изменения по договорённости сторон. Но такой договорённости не было».

Связанные новости

Читайте также