Чуркин не исключил драмы при выборах нового генсека ООН

02.10.2016, 20:22

Видео программы «Акценты недели»

На территории США одновременно с президентской предвыборной гонкой идет еще одна не менее важная для мира избирательная кампания. И хотя она разворачивается не на глазах публики, страсти кипят нешуточные. Речь о выборах нового генерального секретаря ООН.

Членам Совбеза, как известно, нелегко договориться по любому вопросу, и выборы генсека — не исключение. Сергей Орджоникидзе, девять лет занимавший должность заместителя генерального секретаря ООН, говорит, что выборы генсека — это, как правило, схватка больших стран, детали которой редко попадают в прессу.

Между членами ООН существуют два джентельменских соглашения. Первое: представители стран — постоянных членов Совбеза ООН не могут быть генсеками, второе — принцип регионального равновесия. Должна быть ротация генсеков из разных географических и политических групп.

ООН официально разделена на пять мировых регионов — Западная Европа плюс США, Канада, Австралия и Новая Зеландия — пять представителей этой политической группы становились генеральными секретарями в разное время. Из Африки было два генсека, столько же из Азии, один из Латинской Америки. И только так называемой восточно-европейской группе никогда не доставался пост лидера ООН. Но, несмотря на «джентльменское соглашение очередности» в большой политике, никто не гарантирует, что в этот раз выборы генерального секретаря обязательно выиграет кандидат из Восточной Европы.

Нынешний глава ООН недавно намекнул и на гендерный принцип: мол, настала пора встать у руля женщине. Претенденток пять — экс-премьер Новой Зеландии Хелен Кларк, глава МИД Аргентины, бывшая исполняющая обязанности премьера из Молдавии и сразу две представительницы Болгарии — генсек ЮНЕСКО Ирина Бокова и еврокомиссар Кристалина Георгиева.

Геннадий Гатилов, заместитель министра иностранных дел РФ: «Целый ряд государств делал акцент на том, что следующим генеральным секретарем должна быть женщина. Мы считаем, что это не должно быть главным критерием. Хотя мы не возражаем, но во главу угла ставим политические качества, авторитет и профессионализм».

В Москве пока приоткрыли только один свой критерий — голоса за от России получают кандидаты от Восточной Европы. Но и сами кандидаты точно не знают, кто голосует за них, а кто — категорически против.

Предвыборная кампания на пост генсека ООН идет уже несколько месяцев, прошли пять раундов праймериз. Пока в тайном голосовании участвует только Совбез ООН. Лидирует пока португалец Гуттериш — 12 голосов за, один воздержался, два против. Всего в рейтинге девять кандидатов, но могут появиться и новые фигуры.

А дальше пойдут раунды с «красными карточками» или, как говорится на дипломатическим языке, голосование с «черными шарами». Например, кандидат-лидер из 15 голосов Совбеза набирает 14 — казалось бы, абсолютная победа, но при этом если против проголосует кто-то один из «большой пятерки» — Россия, США, Китай, Франция или Великобритания — такое подкидывание «черного шара» означает автоматическое поражение в выборах.

Нынешний лидер гонки — бывший премьер-министр Португалии — последние годы работал верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Но пока загадка, готовы ли за него проголосовать Китай и Россия, учитывая, что Португалия — член НАТО.

В самом Совбезе пока нет уверенности, что уже в октябре мир узнает имя нового генсека ООН.

Виталий Чуркин, постпред РФ при ООН: «Хотите, я вам сделаю сенсационное заявление? Если все так пойдет, к середине октября либо мы будем иметь человека, которого Совбез рекомендует на пост генсека, или все придется начать сначала. Вот это было бы очень драматичное развитие событий, которое бы ставило под сомнение нашу способность выработать рекомендацию до конца года».

Если выборы генсека зайдут в тупик, то, вероятно, Пан Ги Муну придется поработать и в 2017 году, но уже с приставкой «исполняющий обязанности».

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Владимира Кобякова.

Читайте также