Сергей Лавров: с такими партнерами работать тяжело, но других у нас нет. Эксклюзив НТВ

26.09.2016, 14:40

Видео программы «Поздняков»

Глава МИД России Сергей Лавров после участия в экстренном заседании Совета Безопасности ООН дал интервью программе НТВ «Поздняков». Мы публикуем полную видеоверсию беседы с министром.

Об экстренном заседании Совбеза ООН

Созыв этого заседания, инициатива западных стран по его срочному, чрезвычайному проведению именно в воскресенье вызвало несколько вопросов. Потому что ровно этой темой мы занимались всю предыдущую неделю, когда шли дебаты высокого уровня на Генеральной Ассамблее ООН. И Сирия доминировала, конечно же.

По Сирии состоялось полноценное министерское заседание Совета безопасности ООН, состоялось два заседания международной группы поддержки Сирии, которые мы с Джоном Керри (госсекретарь США — Прим.ред.) и со Стаффаном де Мистурой (специальный представитель ООН по Сирии — Прим. Ред.) как сопредседателями организовали и которые вылились в многочасовую дискуссию. И, конечно, львиная доля внимания делегаций непосредственно в их выступлениях в общей дискуссии была посвящена сирийскому кризису. И наши западные партнёры не стеснялись, и ну если только в варварстве буквально не обвиняли, как это сделала Саманта Пауэр, и ее поддержал постоянный представитель Великобритании. Но были очень жесткие обвинения, во всех грехах обвиняли сирийское правительство и нас, и ответы на все эти обвинения давным-давно были получены. Поэтому зачем им стало необходимым собирать посреди уикенда чрезвычайное заседание — ну, можно только догадываться, хотя догадаться, наверное, несложно.

Отвлекающие маневры и мастерство видеомонтажа

Явно Запад во главе с Соединенными Штатами, которые руководят коалицией, работающей против ИГИЛ (организация запрещена в РФ), как они говорят, и «Нусры» в Сирии, не справляются со своими обязательствами. Думаю, они пытаются сейчас просто отвести внимание от того, что произошло 17 сентября в Дейр-эз-Зоре, когда американская авиация бомбила позиции сирийской армии, тут же объявив, что это ошибка. Ну, во-первых, бомбили в течение часа, а во-вторых, официальный представитель Пентагона полковник Томас… заявил, что они выцеливали эту позицию двое суток. В Дейр-эз-Зоре ситуация такая, что там линия фронта сложилась года два назад, и она никуда не движется. Мы сбрасывали с самолетов, и ООН сбрасывала с самолетов для осажденных жителей города, которых защищает сирийская армия, продовольствие, другие предметы первой необходимости. Но если вот в этой статичной ситуации еще двое суток выцеливать, опираться на разведданные, как этот полковник сообщил, ну тогда я уж не знаю, какие там мастера-прицельщики…

Пример с этим гуманитарным конвоем. Первой же реакцией нашей было немедленно расследовать эту трагедию. Американская реакция, что мы все знаем, расследовать ничего не надо. Показывают разбитые траки, грузовики. Говорят, что это российская или сирийская авиация. Ну, сирийская в тёмное время суток, а это именно тогда произошло, не летает, наша летает. Но если это авиация, то где воронки?..

В самых первых видеокадрах, там буквально первые секунды самого первого сообщения… были заметны следы алюминиевой пыли, которые характерны для боеприпасов, которыми обычно снаряжают беспилотники Predator. А американцы не отрицали, что такой беспилотник во время, когда всё это произошло, находился над тем самым районом Алеппо, в котором в итоге разбомбили конвой. Впоследствии вот эти вот секунды первых видеокадров, где вот эта алюминиевая пыль… их вырезали. И то, что показывали уже каналы в последующем, в том числе BBC, этих секунд не содержали. Но опять же я не хочу здесь никого обвинять. Просто мы настолько хорошо знаем, как умеют ведущие мировые западные каналы — и CNN, и BBC — подтасовывать факты (помните, показывали, что происходило в Ираке несколько лет назад, выдавали за происходящее в Сирии сегодня?), что, конечно, здесь мы будем требовать самого тщательного расследования…

Они приводят факты, что гибнут мирные жители, и показывают видеоизображения разрушенных домов, бегущих гражданских лиц, и ссылаются, как правило, на то, что это вот видеокадры очевидцев. Ну и второй источник, который у них считается вообще безукоризненным и не подлежащим какому-либо сомнению, — это какая-то однокомнатная квартира в Лондоне, где живет некий подданный Великобритании сирийского происхождения и в одиночку руководит организацией под названием «Сирийская обсерватория по правам человека». Находится он, повторю, в Лондоне, но его цитируют чаще всего…

«Во всем виновата Россия»

Когда 19 сентября был удар по гуманитарному конвою, мы потребовали расследования, а Джон Керри, мой хороший партнёр, на него это не очень похоже, взял и заявил, что расследование, наверное, можно как-то провести, но мы знаем, кто это сделал: это сделала сирийская армия или Россия. В любом случае виновата Россия. Ну, видимо, его припекло сильно, потому что он находится под жесточайшей критикой военной машины Соединённых Штатов. И, несмотря на то, что верховный главнокомандующий США президент Барак Обама поддерживал, как меня всегда заверяли, во взаимодействии с Россией, он это сам подтвердил на встрече с президентом Путиным в Китае, видимо, военные не слишком слушаются верховного главнокомандующего…

Очевидно, очень хочется сделать нас демоном всего того, что происходит в мире нехорошего.

Ангелы-хранители «ан-Нусры» (организация запрещена в РФ)

У англичан есть такое выражение — «постоянно передвигаются ворота». Вот вроде бы играешь в одну игру — в футбол, гандбол, не знаю, хоккей — вроде бы уже попадаешь в эти ворота, а их переносят в сторону. Помните, был фильм «Необыкновенный матч», мультфильм советский, очень смешной? Вот сейчас пытаются таким образом некоторые наши партнеры играть. И, к сожалению, уже заразились этой болезнью Соединенные Штаты, которые в последние дни, и мне печально очень это видеть и говорить, перестали играть роль беспристрастного сопредседателя Международной группы поддержки Сирии и явно стали играть в одни ворота, причем свои ворота постоянно переносят…

На практике делают всё, чтобы «Нусру» не трогать вообще. Американская коалиция бьёт по ИГИЛ (организация запрещена в РФ), да, это мы видим. Хотя бить она начала по-настоящему только с того момента, когда в Сирию пришли воздушно-космические силы Российской Федерации, по просьбе законного правительства страны-члена ООН, между прочим. А по «Джебхат ан-Нусре» (организация запрещена в РФ) они не бьют вообще. Я напрямую спрашивал Джона Керри, означает ли это, что не он лично, а кто-то в США, кто-то в возглавляемой ими коалиции хотят эту «Нусру» сберечь, оградить от ударов, не позволить её ослабить с тем, чтобы, когда там, скажем, разделаются с ИГИЛ (организация запрещена в РФ), всех оппозиционеров вместе с «Нусрой» канализировать в направлении Дамаска, и чтобы они взяли власть, и так далее. Он клялся-божился, что это не так, но повторю, он много мне чего говорил, что потом опровергалось военными и разведкой Соединённых Штатов.

Других партнеров у нас нет

Все знают, что ключевой договоренностью между Россией и США является создание совместного исполнительного центра, в котором будет налажен не просто обмен информации о том, как избежать опасных столкновений и инцидентов воздухе, а будет налажена координация военных с целью согласования действий и повышения эффективности ударов по террористам. Условлено также о том, что этот центр должен создаваться со дня «Д», а день «Д» был объявлен 12 сентября. И в течение семи дней, в ходе которых должно укрепляться было перемирие, начнется обмен разведывательной информацией, чтобы к завершению семидневного периода после дня «Д» уже, по большому счёту, начать удары по террористам в соответствии с теми картами, которые будут определены на основе разведывательной информации…

Но сначала они стали выдвигать причину, что перемирие вот не держится, перемирие нарушается. А потом просто председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США господин Данфорд заявил, что обмениваться с русскими разведывательной информацией — это не очень хорошая идея. По-американски, в переводе дословном звучит так, а на самом деле это означает, что они не будут ею обмениваться. Это всё после того, как, повторю, в договорённостях, заключённых по прямому указанию президентов Путина и Обамы, записано, что они будут обмениваться с нами разведывательной информацией.

Поэтому тормоза на пути вот этой договоренности — они очень жесткие. И я думаю, это всё отговорки и поиски предлогов, чтобы с нами не сотрудничать, ссылаясь на то, что вот невозможно это делать, когда гуманитарная ситуация такова, какая, такая, какая она есть. А почему гуманитарная ситуация осложняется? Вот виновата Россия, расследовать ничего мы не собираемся. Тяжело с такими партнёрами работать, но других в Сирии у нас нет. Хотя полагаться, лишний раз убеждаешься, нужно только на свои вооружённые силы.

Новости по теме

Читайте также