От фарса до трагедии: «Ленком» привез в Петербург осовремененного «Бориса Годунова»

21.09.2016, 18:07

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Интерпретацию пушкинской драмы представляет режиссер Константин Богомолов вместе с командой звезд «Ленкома».

Московский театр «Ленком» начинает петербургские гастроли. Уже этим вечером на сцене ДК «Выборгский» — премьера. Режиссер Константин Богомолов, известный своими скандальными постановками, обратился к пушкинскому «Борису Годунову». В рамках гастрольного тура ленкомовцы также представят «Аквитанскую львицу» с Инной Чуриковой в главной роли.

Действие спектакля «Борис Годунов» происходит не в конце XVI века. Декорации в виде кабинетов переносят нас в пространство с евроремонтом. Искушенным зрителям предлагают ультрасовременный взгляд на историю, описанную в пушкинской пьесе. Происходящее в коридорах власти напоминает по стилю молодежный троллинг в Facebook, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В интерпретации Константина Богомолова «Годунов» начинается с телетрансляции из Кракова, в которой ведущая берет интервью у Гаврилы Пушкина. В драматической повести этот персонаж был видным деятелем Смутного времени и тем самым гонцом, доставившим в Москву грамоту Лжедмитрия I.

Режиссер так ловко обыгрывает пушкинские строки, что возникает впечатление: это по сегодняшним событиям некий политэмигрант описывает российскую действительность.

Виктор Вержбицкий, исполнитель роли Гаврилы Пушкина, народный артист России: «Власть — это основной фундамент. Мне кажется, что это про совесть, совесть правителя».

В роли Бориса Годунова — Александр Збруев, в роли народа — партер. Зрителей режиссер откровенно провоцирует своим излюбленным приемом — титрами. На мониторах возникают реплики типа: народ собрался на площади, народ терпеливо ждет, народ — тупое быдло. Затем действие превращается в историю от Тарантино: Годунов выхватывает пистолет и стреляет в протестующего зрителя.

Судя по реакции Александра Збруева и аплодисментам из зала понятно, что это постановочный скандал. У Богомолова вообще жанры смешаны, и жестокая трагедия переходит в откровенный фарс.

Постановку пронизывают популярные мелодии 80-х. Это еще один отработанный богомоловский ход. Артисты в футболках с надписью Beatles поют песни Макаревича. Патриарх в исполнении Ивана Агапова в светском костюме напоминает олигарха Березовского. А Григорий Отрепьев представлен чуть ли не братком из 90-х.

Иван Агапов, исполнитель роли патриарха, народный артист России: «Режиссер пытался объединить в образе патриарха то ли патриарха, то ли работника спецслужб или еще каких-то органов. Поэтому там не важно, клеятся ли бороды, надеваются ли рясы».

В этом офисно-кабинетном пространстве, как ни странно, органично смотрится шапка Мономаха. Историческая деталь словно держит внимание и возвращает к пушкинскому вечному вопросу, на который искал ответ не только сам поэт, но и все, кто ставил его «Бориса Годунова»: насколько тяжела шапка Мономаха?

Читайте также