Неопубликованные письма Цветаевой пополнили коллекцию музея поэтессы в Москве

01.09.2016, 20:05

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Эпистолярное наследие поэтессы станет частью большой экспозиции, которую планируют открыть в следующем году. Всего таких писем 25, и все они были написаны в 1922 году — в один из самых драматичных периодов жизни поэтессы, когда было принято решение о переезде из Москвы за границу. Исследователи надеются с помощью пожелтевших конвертов выяснить новые факты биографии Цветаевой.

Марина Цветаева покинула дом в Борисоглебском переулке в 1922-м и вернулась спустя 94 года — мелкими бисерными буквами на листках писчей бумаги. Неизвестная ранее коллекция ее автографов с этого дня будет храниться в музее поэтессы.

В этом доме Цветаева завязала переписку с однополчанином мужа — бывшим белогвардейцем Всеволодом Богенгардтом. Это он помог семье поэтессы обустроиться в эмиграции. Будучи за границей, Цветаева и Эфрон продолжали писать Богенгардтам. Эпистолярная дружба продолжалась 16 лет. По одной из версий, оборвалась она после признания Эфрона в том, что он агент НКВД. Корреспонденция впоследствии была опубликована, но как оказалось, не вся. 25 неизвестных писем один из российских банков выкупил для музея у потомка композитора Скрябина.

Александр Скрябин, владелец писем: «Эти письма хранились во Франции в семье моего дяди, Александра Семёновича Скрябина, который был женат на Ольге Всеволодовне, урожденной Богенгардт».

На торжественной церемонии передачи наследия Цветаевой ее музею прозвучали строки из письма, которое поэтесса написала в июле 1935 года, когда она тогда отдыхала во французском Фавьере с сыном Георгием — Муром, как его называли в семье.

Алиса Гребенщикова, актриса: «Она воспитывала меня своими произведениями, и, естественно, когда я была подростком, я очень много читала стихов, большее впечатление на меня произвели письма и проза, когда я была маленькой, и так они остались навсегда в моем сердце».

Теперь исследователям предстоит изучить эти письма, и в биографии Марины Цветаевой наверняка появятся новые факты и истории.

Александр Кибовский, руководитель департамента культуры Москвы: «Увы, обстоятельства таковы, что очень мало осталось реликвий подлинных, которые связаны с именем этой выдающейся женщины, очень мало, они все наперечет, и поэтому музеи вынуждены опираться на типовые предметы. Поэтому каждый такой документ он на вес золота, он драгоценен».

Уникальная коллекция станет частью большой экспозиции, которую планируют открыть в следующем году — к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

Читайте также