Самый верхний этаж Европы

18.06.2009, 19:47

Видео программы «Сегодня»

Из Москвы на Эльбрус отправится экспедиция добровольцев, чтобы на самой высокой вершине Европы построить приют для альпинистов. До 80-х годов прошлого века там уже был такой. В непогоду он спасал тысячи жизней. Но от советской хижины остались только руины.

Из Москвы на Эльбрус отправится экспедиция добровольцев, чтобы на самой высокой вершине Европы построить приют для альпинистов. До 80-х годов прошлого века там уже был такой. В непогоду он спасал тысячи жизней. Но от советской хижины остались только руины.

И вот теперь любители восхождений собрали деньги, закупили стройматериалы и разработали проект нового убежища. Возвести его хотят в течение лета.

Корреспонденты НТВ тоже решили принять участие в строительстве. Через несколько дней к экспедиции на Эльбрусе присоединится съемочная группа НТВ.

Оттуда мы планируем получить серию репортажей. А пока — первый материал о сборах. Корреспондент НТВ Юрий Кучинский узнавал, что брать с собой в дорогу

Если кто-то и переодевается чаще манекенщиц, то это альпинисты. В течение дня полная эволюция одежды от кедов и маек до тяжелых утепленных ботинок и пуховиков. Погода на Эльбрусе бывает капризна до истерики. От +20 до — 20 пара часов. А в сплошной пурге человека не видно уже через десяток метров.

Для профи Эльбрус просто пешая прогулка, говорит Дмитрий Гурьянов. Только на высшую точку Европы за день поднимается до четырехсот человек. И далеко не все готовы потратиться на опытного гида. Для не в меру самостоятельных любителей восхождение превращается в рулетку.

Дмитрий Гурьянов, координатор проекта: «Если непогода наступает, а человек находится выше пяти тысяч метров, где трудно идти, где тяжело себя чувствуешь, много дышишь, если там накрывает облачность, то у человека практически нет шансов оттуда вернуться».

Хижину, где можно укрыться от непогоды, на Эльбрусе построили еще в 30-е годы. Простояв 70 с лишним лет, она все же уступила давлению льда и снега. Теперь человек, идущий в гору, остается один на один с дикой природой. И это слишком рискованно, решили альпинисты.

Это такая контрольная точка между вершинами двуглавого Эльбруса. Место, куда сходятся все пути восхождения на самую высокую гору Европы. Здесь и профессионалы, и любители обязательно останавливаются передохнуть и принять последнее решение: могу я идти дальше или сил больше не осталось. Называется — седловина. Высота — 5300 над уровнем моря. Именно здесь будут строить убежище для альпиниста, чтобы больше не пришлось говорить о погибших во время восхождения.

3 года назад на Эльбрус пошла команда из 12 человек, а вернулся один. В какой-то момент почувствовал, что дальше идти не может, поэтому отправился вниз, в лагерь. Остальных на седловине накрыл сорокаградусный мороз.

Необходимость нового убежища стала очевидной. Договорились с МЧС о выделении участка, долго искали спонсоров, денег собрали едва-едва. Так что в небольшой круглой хижине обстановка будет спартанская, но появиться экстренная связь и минимальный запас еды и медикаментов.

Алексей Овчинников, исполнительный директор Федерации альпинизма России: «Мы специально строим ее так, чтобы в ней нельзя было жить. Это убежище позволит людям в самом опасном месте переждать непогоду».

Строить будут добровольцы и совершенно бесплатно. Их по всей стране оказалось столько, что взяли далеко не всех. Выбирали не просто опытных альпинистов, но и чем-то полезных в работе.

Сергей Мартьянов учился на спасателя, занимается промышленным альпинизмом, так что для него монтаж конструкций на высоте — привычное дело. Но собираться на этот раз приходится тщательней, продумывая каждую деталь экипировки. Ведь сейчас еще придется нести инструменты, а, может, и камни для фундамента. А на высоте каждый лишний килограмм проклянешь.

Сергей Мартьянов, участник экспедиции: «Скажем так, у тебя килограммов 10 превращаются в 100. Вот так вот садишься, а встать уже не можешь».

Настя Кузнецова доказала, что инженер, пусть и театральный, при монтаже сборного домика пригодится. А то, что надо 8 тонн грузов на гору затащить, так это дело подготовки.

Анастасия Кузнецова, участница экспедиции: «Меня в прошлом году брали кашу варить, потом выяснилось, что наверх я тоже неплохо хожу».

Сейчас ключевой вопрос — вертолет, который сможет или нет поднять детали хижины и материал для фундамента на гору. 5300 — это для большинства винтокрылых высота запредельная. А пилотов такой квалификации по пальцам пересчитать. Если все придется тащить на себе, то до осени можно и не успеть. А там опять начнется смертельно опасная погода.

Читайте также