В Карском море нашли затонувшие в годы ВОВ корабли арктического конвоя БД-5

12.08.2016, 14:09

Видео программы «Сегодня»

На Ямале вспоминают трагический эпизод времен Великой Отечественной. Через 70 с лишним лет поисковикам удалось обнаружить обломки кораблей в Карском море, где 12 августа 1944 года немецкая подлодка атаковала советский конвой БД-5. Потопленные суда погубили жизни почти 400 человек, среди которых были женщины и дети.

Самый край полуострова Ямал, Карское море. Здесь конвой БД-5 должен был просто пройти мимо. Он следовал из Северодвинска в порт Диксон и к августу 44-го преодолел уже большую часть пути. Оставалось несколько дней. Предстояло обогнуть Гданский полуостров и пристань пункта назначения уже бы виднелась на горизонте.

Как передает корреспондент НТВ Сергей Сыркин, теплоход «Марина Раскова» и три тральщика везли больше 700 человек. Это военные и полярники, женщины с детьми, ехавшие в Диксон к родным. В открытом море их встретила немецкая подлодка. По очереди суда получили пробоины и за считаные минуты ушли ко дну.

Найти место гибели нескольких сотен человек попытались лишь спустя 7 десятилетий. На поиски затонувшего конвоя отправился ледокол «Балтика», едва спущенный на воду. Новейшее судно для уникальной операции. Определив координаты затонувшего теплохода «Марина Раскова», на дно опустились водолазы. В условиях Арктики такого не делал никто.

На берегу поисковый отряд нашел нос деревянной лодки. Это кунгас, на котором пытались спастись 85 человек. Поисковый самолет обнаружил болтающуюся на студеных волнах лодку лишь на 12-й день. В ней оставались 14 живых и столько же погибших от обезвоживания. Тела так и остались в кунгасе, который прибило к острову.

В 40-х года полярники захоронили погибших, но место братской могилы указали примерно. Установленный крест простоял 20 лет. После этого больше полувека никто не знал, где лежат тела. Чтобы найти могилу, поисковики шаг за шагом обследовали километры побережья. Останки 13 тел лежали на 13-сантиметровой глубине.

Поисковый отряд должен был провести на арктическом острове несколько недель. Работа ледокола, подводной техники и водолазов требовала большого бюджета. Но история конвоя БД-5 оказалась интересна не только властям Ямала. Инженерная компания из Петербурга, занимающаяся морскими изысканиями, вызвалась помочь.

Останки же решили с острова не вывозить. Сняв все показания, их снова захоронили, но на этот раз не просто присыпав землей, а с почестями. В небольшой часовне островной метеостанции за упокой погибших зажгли полтора десятка свечей.

Читайте также