Реставрация портрета Екатерины I в Петергофе преподнесла множество открытий

12.07.2016, 18:29

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Тронный зал Большого дворца Петергофа вернули загадочный портрет Екатерины I. Эта была одна из самых интересных реставраций в мастерских музея.

Вскрывая слой за слоем, художники сделали не одно открытие, да и процесс возвращения картины на прежнее место напоминал спецоперацию. Для этого в музейном зале соорудили леса высотой 8 метров.

Парадный портрет Екатерины I и другие работы были написаны по заказу Екатерины II в 1770-х годах. С тех пор они лишь трижды покидали Петергоф.

На реставрацию портрет Екатерины I отправили в марте прошлого года. Он был в плохом состоянии. Красочный слой особенно внизу осыпался. В некоторых местах он стал напоминать сырную корку. Но никто не думал, что восстановление картины позволит сделать несколько важных открытий.

Реставрацией занимался один человек — Елена Львова. Только на заключительном этапе ей помогала коллега. Художница признается: основные трудности были связаны с размером картины. Когда восстанавливали центральную часть, до нее приходилось буквально дотягиваться.

Елена Львова, реставратор ГМЗ «Петергоф»: «В волосах императрицы обнаружились украшения с крупным жемчугом. Видимо, они случайно были приняты за утраты. Их просто закрасили, а после того, как были сняты записи, они появились».

И это лишь одно из открытий. После расчистки стал отчетливо виден фон — военный лагерь и крепость с приспущенными флагами. Все были уверены: платье на императрице из золотой парчи. Оказалось — из серебряной. Глаза голубого цвета, хотя у Екатерины I они были черными. И самое главное: кисти художника принадлежит лишь часть работы.

Оксана Каяндер, хранитель фонда живописи ГМЗ «Петергоф»: «Художник Генрих Бухгольц воспользовался существовавшим портретом Екатерины I, который он наклеил на холст большого формата и дописал до большого парадного изображения. Это не первый случай такой работы Бухгольца. Известно, что уже в 1768 году подобным образом был написан портрет Елизаветы Петровны, который сейчас находится в Царском Селе».

Этот небольшой портрет, которым так воспользовался мастер, очень похож на работу французского живописца Жан-Марка Натье. Екатерину он писал еще при ее жизни. Говорят, от той картины был в восторге Пётр I. Царь считал: мастеру удалось достоверно передать образ императрицы. Теперь специалистам придется еще раз внимательно изучить историю полотна, передает корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Читайте также