За искусством самураев выстроилась очередь

08.06.2009, 18:54

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Артиллерийском музее открылась выставка, посвященная одной из самых ярких страниц японской культуры.

Такого ажиотажа в Артиллерийском музее не было давно. Перед входом выстроилась огромная очередь из желающих приобщиться к японской культуре, А точнее к одной из самых ярких ее страниц.

На уникальной экспозиции собрали буквально все о самураях. Выставка получилась столь обширной, что за один раз осмотреть все экспонаты практически невозможно.

Кроме того, прямо в музее сенсеи проводят мастер-классы. Правда, боевому искусству решили не обучать, что, впрочем, не повлияло на интерес многочисленных посетителей.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Красно-белые постеры и очередь еще на подступах к музею. «Искусство войны» по-японски, материализованное в редчайших экспонатах, вызвало настоящий ажиотаж.

Попав в стилизованное под храмовый интерьер пространство, посетители невольно испытывали трепет. Чего стоит хотя бы меч, выкованный знаменитым мастером Муромаса. Его называли черным кузнецом, дарующим своим творениям мистическую силу.

Станислав Светоченков, куратор выставки: «Заговоренный таким образом клинок превращался в острейшее оружие, которое не напоенное кровью, не используемое как оружие начинало действовать само. От клинка погибал хозяин меча, либо его родственники. В врем монтажа выставки им порезался наш продюсер».

Несмотря на происшествие, продюсер проекта сохранял самурайское спокойствие. Ему удалось сделать практически невозможное: собрать вместе реликвии, хранящиеся в десятках частных коллекций.

Георгий Аистов, продюсер проекта: «Мы давно договорились со всеми демонами. Это очень просто».

Эти доспехи принадлежат Ода Набунаго — одной из самых одиозных фигур в истории Японии. Этот военоначальник жил в XVI веке и его личность часто сравнивают с личностью Иоанна Грозного. О характере этого самурая можно судить по легенде. Согласно ей, защитную маску, которая составляет важную часть доспехов и служит не только для защиты, но и для устрашения противника, этот человек заказал мастеру сделать с собственного лица.

Это единственный подобный случай в истории. Обычно благодаря маске самураи добавляли себе свирепости и даже десяток лет. Как известно, обучать будущих воинов начинали примерно с пяти.

Но содержимое витрин зала парадных мечей оказалось вневозрастным с точки зрения интереса. Даже искушенные знатоки, пристально изучив лезвия некоторых мечей, могли совершить неожиданные открытия.

Ирина Поздеева, куратор: «Короткий меч вакидзаси имеет рисунок, гравировку, но она переходит на рукоятку. Рукоятка указывает, что вакидзаси был перекован из более длинного меча — катана. Это уникальный случай в истории оружия и это делает данное дасе столь редким экспонатом».

Детали старинных мечей позволяют понять, что такое красота по-японски. Например, прорезная цуба, защищающая руку воина. Она изготовлена из цельного куска металла, при этом ее узор напоминает рисунок тушью.

Приравнять кисть к мечу в самурайской традиции. Японец Нагакубо Тадао — мастер сумиэ поясняет: это не просто техника живописи. Она требует координации между физическим и духовным, и вполне мужское занятие.

Нагакубо Тадао, сенсей: «Суйбокуга изображается на больших полотнах. Для этого необходим размах кисти. И если ты не мужчина, тебе сложно будет размахнуться кистью».

Среди участников мастер-класса оказался лишь один мужчина — летчик по профессии. Творил с размахом и своими живописными опытами на рисовой бумаге остался доволен.

Валерий Смелский, посетитель выставки: «Самое главное солнышко, которое освещает эти бамбуки, похожие на мечи. Хотя, может, и взлетные полосы напоминает. Тогда надо самолетик дорисовать. Хотите дорисую?»

Читайте также