«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому

05.06.2009, 12:26

Видео программы «Сегодня»

В МХТ готовятся к громкой премьере. Кирилл Серебряников заново открывает классическую «Трехгрошевую оперу».

В МХТ готовятся к громкой премьере. Кирилл Серебряников заново открывает классическую «Трехгрошевую оперу». В современной постановке пьеса Бертольда Брехта мало напоминает известный американский мюзикл: для новой версии реплики актеров перевели заново, оставили только оригинальную музыку 20-х годов, избавились от бродвейского гламура, а заодно и от декораций.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Бухтуева.

Шум, свет не потушен, не все успели занять места в зрительном зале, а на сцене уже что-то происходит. Началось или это последние приготовления? Брехта впервые в истории МХТ ставит модный Кирилл Серебрянников. И, пожалуй, никогда еще в этих стенах не звучало так грубо.

Зрелищность достигается удивительной игрой света и невероятными танцами на продуктовых тележках и ревущими бензопилами — они лишают рояль ножек. Технически это очень непростой спектакль. Тележки, диваны, оркестр на специальной платформе — все это постоянно находится в движении. А вот одна из режиссерских задумок — микрофон с камерой: когда актер говорит в микрофон, то камера его снимает, а изображение проектируется на задник сцены.

Появление одной из героинь в крикливых перьях — это привет Бродвею, который в ущерб смыслу превратил пьесу Брехта в красивый мюзикл. В МХТ стремились к обратному, располагая минимумом средств. Режиссер был связан по рукам и ногам договором. Наследники Брехта принципиально не позволяют вносить изменения в текст и музыку произведения.

Кирилл Серебрянников, режиссер: «По договору должна звучать аутентичная оркестровка, должен быть тот состав, который задумывал Вайль, и ноты изменить нельзя. И в чем-то это, конечно, интересный опыт, потому что вот такие обстоятельства, их надо как-то преодолеть».

Когда оперу перевели заново, ахнули, настолько актуальны сегодня строки 80-летней давности. Место действия — Лондон.

Мария Голуб, заслуженная артистка России: «Мы говорим про нас, про всех, про нашу жизнь. Меня кто-то спросил: это устаревшее? Я говорю: как же так, почему Гамлета мы играем, это не устаревает, это же те же вопросы „быть или не быть?“, „кто сегодня герой?“ Убийца обаятельный, которого все любят. Понимаете, чьи приоритеты сегодня выдвинуты на первый план?»

Константин Хабенкский, заслуженный артист России: «Напоминание о том, чтобы мы не отрывались и не забывали о том, что есть идеал, а мы живем вот в такой ситуации».

Артисты занимались вокалом, но чистого академического звучания от них никто не требовал: пойте так, как поют на улицах. Работа над спектаклем велась полтора года. И, наверное, просто терпения не хватило ждать старта нового театрального сезона. Выпустили под занавес этого.

Читайте также