Экономический совет при президенте представил прямо противоположные рецепты роста

29.05.2016, 20:23

Видео программы «Акценты недели»

Экономический совет при президенте в последний раз собирался два года назад. Теперь его возродили. Цель — поставить экономике России диагноз и выписать рецепт. Его участники должны представить новую стратегию развития страны до 2025 года. Она придет на смену майским указам и коснется практически всех сфер жизни — от здравоохранения и образования до экономики и госуправления.

Работать над стратегией будут в течение как минимум года. На это время площадка президиума, по-видимому, станет центром жарких споров и дебатов. Основных рецептов для роста экономики два, и они прямо противоположные. Их разработали Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Столыпинский клуб.

Достаточно взглянуть на состав участников: с одной стороны — представители консервативного толка во главе с Сергеем Глазьевым и Борисом Титовым, с другой — команда либералов под руководством Алексея Кудрина и Алексея Улюкаева. Эксперты изучили предложения и тех, и других, и пришли к выводу: ситуация напоминает знаменитую басню Крылова, когда «в товарищах согласья нет» ни по одному из ключевых вопросов.

Столыпинцы называют себя «рыночниками-реалистами».

Сергей Глазьев, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции: «Потенциально наша экономика может расти до 10% в год, поскольку наличие свободных производственных мощностей — до 40% в промышленности, не загружены трудовые ресурсы, скрытая безработица — до 20%, колоссальные источники сырья и научно-технический потенциал, который сегодня не используется. Мы видим большую утечку умов. Это говорит о том, что страна потенциально может производить в полтора раза больше, чем производит».

Чтобы промышленность росла, нужны доступные кредиты, а для этого ЦБ должен снизить ключевую ставку до 3–4% с нынешних 11%. И главный вопрос — где взять для этого деньги. Сторонники экономики роста говорят: надо печатать полтора триллиона рублей в год. Не так уж и много, если учесть, что банкам в прошлом году помогли на 8 триллионов.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен: «Эти деньги возвратные, они не могут повлиять на инфляцию, их придется возвращать. Кроме этого, эти деньги идут по целевым связанным каналам только в производство, в сотни тысячи различных проектов. В каждом из этих проектов создается новая добавленная стоимость».

Текущую денежно-кредитную политику Столыпинский клуб видит главным препятствием.

Сергей Глазьев: «У нас нет объективных ограничений, у нас все ограничения созданы искусственно. Искусственно жесткая денежная политика дорогих денег, в точности как рекомендовано Международным валютным фондом».

Алексей Кудрин, оппонирующий столыпинцам, считает, что надо определиться, какой рост мы хотим — быстрый и недолгий или медленный, но стабильный. На 4% роста можно выйти через пять лет, сначала проведя структурные реформы, в том числе судебной и налоговой системы, необходимо либерализовать Трудовой кодекс и улучшить инвестиционный климат.

Алексей Кудрин: «Это тяжелая работа, это изменение структуры бюджета, дефицита, это каждодневная большая работа. Есть люди, которые считают, что этого можно не делать или делать во вторую очередь, и просто дать денег».

Если сейчас накачать экономику деньгами, то кратковременный всплеск ВВП окажется деструктивным, снизив эффект сбережений в экономике и будущих инвестиций. Кудрин считает: ресурсов на развитие достаточно, но они неправильно распределены и неэффективно управляются. Так, у предприятий на счетах накопилось 12 трлн рублей — это примерно равно годовому объему инвестиций в РФ.

Алексей Кудрин: «Для инвестиций без подпитки нефти и газа ключевым является низкая инфляция, низкие ставки кредитования, чтобы они стабильно находились на низком уровне».

А низкая инфляция как раз достигается за счет экономии. Надо снизить бюджетный дефицит до 1%, уменьшить субсидии убыточным и неэффективным предприятиям. Наряду с этим необходимо повысить пенсионный возраст до 63 лет.

Но у таких разных программ есть и общее — это снижение доли государственной экономики, уменьшение административной нагрузки на бизнес, судебная реформа, поддержка малого бизнеса.

Новости по теме

Читайте также