Американское агентство просит миллионы долларов на пропаганду через российские СМИ

12.05.2016, 19:47

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) — правительственное агентство США, в задачи которого входит «поставлять достоверные новости стратегически значимым аудиториям зарубежных стран» — намерено расширить финансовую поддержку своих российских партнеров. Наряду с «Голосом Америки» и «Радио Свобода» помощь получат РБК, «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь».

Задача Американского совета управляющих по вопросам вещания, судя по информации на сайте, — поставлять достоверные новости по всему миру. Но если открыть последний запрос организации к Конгрессу на финансирование в 2017 году, то цели становятся более конкретными: подавать информацию с американской точки зрения и объяснять внешнюю политику США, отстаивать американские интересы и приоритеты.

Для этого Совет просит у Конгресса почти 778 миллионов долларов. Значительную часть этих денег предполагают потратить на вещание на Россию — «Голос Америки» и «Радио Свобода», но также, судя по документам, и на российские СМИ.

В 2017 году Совет рекомендует выделить финансирование для РБК, телеканала «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы». Но если РБК уже несколько лет сотрудничает с американцами по контракту, официально, то «Дождь» такое партнерство старается не афишировать.

В отчете Генеральной инспекции США за 2013 год, проверявшей, на что идут деньги американских налогоплательщиков, особо подчеркивается, почему это происходит: «OSD (одно из подразделений Совета) имеет другой тип сотрудничества с „Дождем“. Формального соглашения между ними нет по причине того, что „Дождь“ не желает подписывать какие-либо документы с иностранным юридическим лицом до тех пор, пока превалирует нынешняя политическая обстановка».

Дальше — рекомендация о стратегии: «работать без договора», причем американские чиновники понимают риски работы без подписанного соглашения, но «плюсы от теле- и интернет-вещания в России их перевешивают».

В отчете о работе за 2015 год указано: «сотрудничество осуществляется неформальным путем», но что это за путь, непонятно.

Никита Данюк, эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН: «Существует несколько схем, благодаря которым через рекламные контракты тот же телеканал „Дождь“ может получать средства от различных финансовых организаций зарубежных, в том числе и от упомянутых мною BBG. То есть, на мой взгляд, этим в первую очередь должны заниматься компетентные органы Российской Федерации, генеральная прокуратура, а также налоговая служба. Потому что явные нарушения закона Российской Федерации налицо».

Летом 2015 года уже появлялась информация о сотрудничестве РБК и «Дождя» с BBC, которое весьма положительно оценил МИД Великобритании, подчеркнув в своем докладе, что «таким образом эффективно продвигаются интересы страны» в России, и поэтому вывод — Лондон не должен сокращать финансирование.

Работающий в России американский журналист Эндрю Корыбко уверен, что, если бы, например, в США какой-нибудь из местных телеканалов стал бы сотрудничать с правительством России, его бы ждали серьезные последствия.

Телекомпания НТВ направила запрос Совету американских вещателей о комментарии, но ответа не получила. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева заявила, что «телеканал сотрудничает с большим количеством международных и российских компаний и организаций в строгом соответствии с законами, а доходы формируются за счет подписки и продажи рекламы».

Читайте также