Вырубка радиоактивных сосен и экскурсии: что сейчас происходит в зоне Чернобыльской АЭС

26.04.2016, 11:37

Видео программы «Сегодня»

Больше всего от произошедшей 30 лет назад чернобыльской катастрофы пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Сегодня вспоминают тех, кто пожертвовал своей жизнью ради спасения других. На Украине основные мероприятия проходят в Славутиче, что в 50 километрах от АЭС. Город — ровесник трагедии. Он основан жителями Припяти, после аварии оказавшейся в зоне отчуждения. Эта запретная территория привлекает внимание как нелегальных предпринимателей и отчаянных сталкеров.

Сотрудник исследовательской станции «Масаны» Александр Чудинов рассказывает, что конкурс при приеме на работу достигает 100 человек на место. Дважды в день специалист отдела радиационного мониторинга с дозиметром обходит окрестности.

Александр Чудинов, ведущий специалист научного отдела радиационного мониторинга Полесского радиационного заповедника: «Уровень радиации за годы наблюдений снизился в два раза».

За наступлением природы на последние очаги цивилизации в Полесском радиационном заповеднике следят с вышки. Отсюда хорошо видно и то, как идут работы по строительству объекта «Укрытие» над саркофагом разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС.

Александр Новиков, заместитель технического директора по безопасности государственного специализированного предприятия «Чернобыльская атомная электростанция»: «Арка готова, арка стоит. В октябре 2016 года проект будет закончен. И в 2017, я надеюсь, объект будет запущен в эксплуатацию. Это будет эпохальное событие, как День Победы».

Как передает корреспондент НТВ Алексей Прокин, 30-километровая зона отчуждения сжимается. Специалисты украинских институтов доказывают сейчас, что за 10-километровым кольцом земля вполне очистилась, там уже можно вести хозяйственную деятельность. Александр Чудинов на здоровье не жалуется. В зоне все работают вахтовым методом — две недели здесь, две — дома.

Но цезий, стронций, америций и другие радиоактивные изотопы никуда не делись. Сейчас эти продукты полураспада прячутся в земле, воде и кронах деревьев. Планы нынешнего украинского руководства независимых экспертов, мягко говоря, настораживают. Обезопасить, построенный 30 лет назад саркофаг, безусловно, нужно. Хотя и он, уверен один из строителей этого уникального сооружения Илья Дударов, простоит еще лет 100.

Беспокоит специалистов, что о коррупции при строительстве нового «Укрытия» на Украине открыто говорят даже на самом высоком уровне, и это притом, что деньги на проект выделяют и Европа, и Россия, и Япония.

Илья Дударов, в 1986 г. руководитель управления строительства 605, третья вахтовая смена ликвидаторов: «Мы построили укрытие за 186 миллионов долларов в 86-м году. А сейчас уже 2,5 миллиарда долларов ушло. И не понятно, сколько еще нужно будет денег. Это какая-то дурь».

Чтобы утилизировать все, что находится внутри разрушенного энергоблока, рядом со станцией строится хранилище радиоактивных отходов. Еще один ядерный могильник в зоне собираются возвести для нужд всей атомной промышленности Украины. Это проект еще не реализованный, но уже ставший для экологов страшным сном.

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра: «Да, есть французы, которые за атомную энергетику, но они же хранят атомные отходы не в лесу под Фонтенбло, у Парижа, они же хранят на своих островах в Тихом океане, понимаете. Есть американцы, но они же не под Вашингтоном хранят, как мы под Киевом. Нам рассказывают сказки о том, что это якобы для наших атомных станций, но я же знаю, что как только пойдут деньги, так будут везти сюда со всей Европы».

Местные СМИ регулярно сообщают о находках в зоне больших объемов кругляка, готового к транспортировке. В последний раз украинские силовики обнаружили 225 радиоактивных сосен на продажу. В прошлом году в зоне полыхали пожары. Эксперты уверены, они возникли, чтобы следы вырубки скрыть. Колоссальную прибыль приносит и лом металлов.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий: «Вывоз облученного металлолома. Да что там, вывозили из зоны все. Сначала разворовывали домохозяйства. И куда попадает вся эта продукция, сложно сказать, но это очень опасно».

Владимир Борейко: «И государство ничего не делает, чтобы это прекратить».

Особым цинизмом эксперты по ядерной безопасности называют экскурсии по следам сталкеров. За полулегальный индивидуальный тур в Припять на один день украинские проводники берут 250–300 долларов. Но личные риски, похоже, меньшее из зол, которыми грозит зона отчуждения, если Украина со своей стороны не ужесточит за ней контроль.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также