«Санкт-Петербург опера» разыграл партию Прокофьева

20.04.2016, 19:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

К юбилею композитора петербургский музыкальный театр представил спектакль из фрагментов опер, балетов и симфонических произведений.

Коллектив «Санкт-Петербург опера» вышел на сцену БДТ имени Товстоногова. Художественный руководитель музыкального коллектива Юрий Александров в одной постановке объединил балет, симфонические произведения, драму и оперу. И всё это ради музыкально-драматической фантазии «Сергей Прокофьев. От дебюта до эндшпиля». Эксперимент посвятили 125-летию великого композитора и талантливого шахматиста.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, шахматные фигуры на сцене совсем не случайны. Композитор находил в игре источник вдохновения. Да и сама жизнь Сергея Прокофьева напоминала невероятную шахматную комбинацию. Эмиграция в Америку и совсем неожиданное возвращение в 30-х в СССР. Поэтому c одной стороны — ферзь, с другой — Статуя свободы.

В образе Статуи свободы предстала кухарка из оперы «Любовь к трем апельсинам». Бутафорские штанга и гантели на сцене оказались тоже вполне оправданы. Композитор состоял в гимнастическом обществе и всю жизнь совершенствовал свое тело.

Только в историю он вошел не как культурист, а как деятель культуры и новатор музыкального языка. Кроме того, свое искусство он наделял неповторимым юмором, таким, например, как в опере «Обручение в монастыре».

Режиссер Юрий Александров представил судьбу Прокофьева в виде шахматной партии. Композитор профессионально занимался этим спортом. Сыграл с Ласкером вничью и выиграл у Капабланки. Но на сцене появится еще одна фигура черного ферзя Сталина — символа другой незримой игры.

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера»: «Так случилось, что они умерли в один день. Их партия осталась недоигранной. И она продолжается, по-моему, до сих пор. Поэтому мы не ставим никаких точек, мы ставим многоточие».

Спектакль к юбилею мастера, созданный Александровым, не только способ представить жизнь Прокофьева от дебюта до эндшпиля, но и возможность погрузиться в эпоху, которая до сих пор бередит музыкантам душу. Рассказать, как рождались шедевры большого стиля.

Читайте также