Сто работ из Парижа

26.05.2009, 20:09

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка работ Зураба Церетели.

С сегодняшнего дня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи можно увидеть творения Зураба Церетели. Для Москвы, привыкшей к его монументальному искусству, они наверняка станут сюрпризом.

В честь своего 75-летия, отпразднованного еще в январе, Церетели открыл выставку «Сто работ из Парижа». На ней собраны небольшие скульптуры, цветастые картины и бронзовые рельефы, которые художник создавал в своей французской мастерской.

Парижского Церетели изучил корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

Журналистам на открытии выставки Зураб Церетели признался: он рисует даже в самолете. Он еще сто своих новых работ привез из Парижа в Москву, чтобы выставить в Третьяковской галерее, хотя, в основном, это своего рода камерная живопись. Художник сразу успокоил поклонников: размер для него по-прежнему имеет значение. На очереди — 33-метровая статуя Христа.

Праздник, который всегда с Церетели, если есть билет до Парижа — там ведь ему пишется хорошо и разноцветно. 100 работ — и на редких Эйфелева башня, все больше люди да фантазии.

Большой художник рисует людей большими. Только Чаплин у него трогательно-маленький, но поклонники могут не печалиться. Церетели обещает французам: выставкой живописи им не отделаться — он и памятники им установит, планы большие, как монументы.

Зураб Церетели, народный художник России, президент Российской Академии художеств: «Будем устанавливать и „Три мушкетера“ и скульптуру, чтобы осталась навсегда в Париже».

Он столько слышал о себе плохого и насмешливого, что признался: пусть журналисты лучше обругают, силы для работы прибавится.

Зураб Церетели, народный художник России, президент Российской Академии художеств: «Я привык, когда ругают, я получаю большую рекламу. Поэтому давайте ругайте меня, я отвечу».

Специалисты поясняют скептикам, какой художник перед ними, если чего не разглядели.

Михаил Курилко-Рюмин, народный художник России, действующий член Российской Академии художеств: «Как это писано! Мне как художнику необходимо подпитываться вот такой энергией».

На открытие в Третьяковке не протолкнуться. В Лаврушинском — машины с мигалками, послы с цветами, друзья-знаменитости с поздравлениями и в фойе именное вино «Церетели». Друзья любят в художнике Церетели и человека, жизнерадостного и работоспособного.

Андрей Дементьев, поэт: «Я вообще поражаюсь. Когда к нему приезжаю утром, он уже всегда стоит у мольберта. Я знаю, что мы расстались в два часа ночи, сидели, говорили — его слушать интересно. Потом приезжаю утром, а он уже у мольберта стоит, пишет цветы. Все время пишет цветы».

Иосиф Кобзон, народный артист СССР: «Люблю реалистическую живопись, но мне понятен Церетели, у него такие сочные краски. Я люблю его цветы».

Мастер больших форм рисует большими мазками и весело рассказывает о себе. Так элитарное искусство идет в массы с грузинским обаянием. Художник говорит, что для него краски жизни важнее красок на мольберте, и вдохновение приходит от житейских радостей.

Зураб Церетели, народный художник России, президент Российской Академии художеств: «Общение дает возможность дальше работать».

Он готов зарисовать все художественное пространство. Как с детства стал чертить карандашом по бумаге, так и на открытии собственной выставки жалеет, что надо говорить, а не рисовать.

Зураб Церетели, народный художник России, президент Российской Академии художеств: «В детском саду сразу дали карандаши цветные, и после этого я все время рисовал, и все вижу цветы».

Он ведь действительно рисует без перерывов. Эти сто работ — малая часть из парижской мастерской. А если собрать все нарисованное в самолетах Париж — Москва, так не на одну выставку хватит, признается плодовитый автор.

Читайте также