Громкое дело Минкульта: следствие изучает госконтракты реставраторов Эрмитажа и Адмиралтейства

18.03.2016, 17:18

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Журналисты НТВ попытались выяснить, какие архитектурные объекты в Петербурге могли попасть в поле зрения следователей в громком деле о хищениях в Министерстве культуры.

Депутат Максим Резник намерен добиваться отставки Владимира Мединского. Об этом петербургский парламентарий заявил сегодня. Обращение к Дмитрию Медведеву депутат намерен вынести на обсуждение Законодательного собрания.

По словам Резника, очередной весомой претензией к работе федерального чиновника стал арест замминистра культуры Григория Пирумова. По версии следствия, он является организатором преступной группы, участники которой заключали госконтракты с завышенной стоимостью. Фигурирует в деле и крупнейшая реставрационная компания Петербурга, деятельность которой сейчас изучает ФСБ.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Компанию «Балтстрой», входящую в холдинг одного из наиболее влиятельных бизнесменов Петербурга Дмитрия Михальченко, называют ключевым игроком на реставрационном рынке. В активе фирмы — работы на самых ценных городских памятниках. Никто из именитых, квалифицированных специалистов в этой области не сможет похвастаться ни таким списком объектов, ни масштабом заказов.

«Балтстрой» стал громко заявлять о себе с 2008 года. Уже через год он получил своего рода статус монополиста, сменив в отрасли известную до этого «Интарсию». Признаются: конкурента им по скорости тоже точно нет. Но претензии по срокам предъявлялись в связи с работами в БДТ.

Еще реставраторы делали Великокняжескую усыпальницу Петропавловской крепости, Университет, Адмиралтейство. Историческая верфь теперь один из тех объектов, за который серьезно беспокоятся градозащитники.

Александр Кононов, заместитель председателя ВООПИК: «В отличие от многих других ситуаций ни на совете по сохранению культурного наследия, ни на других площадках не был представлен этот проект. Что там делается, как там делается, по какому проекту, никто не знает.

Конечно, для такого памятника как Адмиралтейство эта ситуация недопустимая. „Балтстрой“ всегда демонстрировал достаточно высокую степень закрытости, неконтактности. Тем более они никогда не шли на контакты с общественностью и градозащитниками».

В случае с Адмиралтейством закрытость обеспечивает и Минобороны. Это ведомство — один из основных заказчиков реставрационных работ. Статус военные делят с городским комитетом по охране памятников и Северо-Западной дирекцией Минкульта.

На их средства в конце 2012 года «Балтстрой» начал ремонтировать Запасный дом Зимнего дворца. В том числе этот объект попал в поле зрения ФСБ в рамках уголовного дела. До начала реставрации частично ремонт в историческом здании уже был сделан.

Эрмитаж обустроил там мастерские темперной живописи. На кадрах 90-х годов музей открывает в новых помещениях лабораторию. Отремонтировали тогда и другие залы. С началом работ «Балтстроя» всех их освободили.

Алексей Ковалёв, депутат Законодательного собрания: «Такие люди как нынешние подрядчики и заказчики, по-моему, думают, что для них нет никаких барьеров, никаких ограничений, и они могут делать абсолютно все что угодно. Пользуясь своими личными ресурсами, большими денежными ресурсами. Слава богу, ситуация показала, что какие-то барьеры для них существуют».

Эрмитаж в этой скандальной истории упоминают еще и потому, что замдиректора по строительству музея — отец задержанного зам. департамента Минкульта Артёма Новикова. Но ни о каких других связях, кроме родственных, пока не сообщается.

Наблюдатели тем временем говорят об административном ресурсе и стабильном финансовом положении «Балтстроя», гарантирующие заказы.

Андрей Михайленко, директор по реставрации компании «Балтстрой»: «Если речь идет о крупных заказах, то это серьезное обеспечение — банковские гарантии. Получить малым организациям это физически невозможно. Если я руководитель малой фирмы и хочу поучаствовать в тендере на 500 миллионов, то по закону я туда не попаду. Потому что я должен показать соответствующий оборот за несколько лет деятельности. Это по силам единицам на рынке. Поэтому здесь происходит деление, кто в каком сегменте сидит, исходя из масштаба объекта».

Источники журналистов сообщают о двух объектах в Пскове, где следствие установило, что работы не выполнены на 186 и 73 миллиона рублей. Другие потери бюджетных средств пока не озвучены. Учитывая размах реставрации, статус объектов и реноме участников, ожидать, что расследование будет быстрым, не стоит.

Новости по теме

Читайте также