Тот самый Янковский

20.05.2009, 19:44

Видео программы «Сегодня»

Уход из жизни Олега Янковского многие восприняли как личную утрату. Весь день к «Ленкому», в котором актер служил 35 лет, несут цветы. Свои соболезнования семье артиста выразили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Спектакль «Королевские игры» в «Ленкоме» отменять не стали — его сыграют в память о Янковском.

На 66-м году жизни умер Олег Янковский — последний из народных артистов Советского Союза. Он получил это звание за несколько дней до развала СССР. Янковский был из того поколения актеров, чей авторитет и в жизни, и в искусстве оставался для миллионов людей незыблемым, не давая отчаяться в нелегкие переходные для страны годы.

Неудивительно, что уход Янковского многие восприняли как личную утрату. Весь день к «Ленкому», в котором актер служил 35 лет, несут цветы. Свои соболезнования семье артиста выразили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Сегодняшний спектакль «Королевские игры» в «Ленкоме» отменять не стали — его сыграют в память об Олеге Янковском.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг передает подробности.

С самого утра сотни москвичей приходили к театру с цветами. Среди них были и звезды театра, и рядовые жители столицы, гости города. Многим из них Олег Янковский запомнился как великий киноактер, который сыграл более 80 ролей, а многим посчастливилось увидеть Олега Ивановича на сцене этого легендарного театра «Ленком». Одним из первых пришел режиссер театра Марк Захаров.

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», народный артист СССР: «Олег Иванович понимал, что уходит из жизни, хотя не плакал, никаких похоронных настроений не наблюдалось. Он был весел, жизнерадостен, когда подходил к телефонной трубке, говорил: все хорошо, хорошо, я живой, я с вами. Теперь его нет с нами, и, конечно, это большая трагедия для „Ленкома“».

Леонид Броневой, артист театра «Ленком», народный артист СССР: «Незаменимые есть, хотя один наш прошлый вождь, имени которого я не назову, сказал, что незаменимых нет. Есть незаменимые. Вот Татьяна Ивановна Пельтцер ушла — черная дыра осталась, Абдулов ушел. Нет теперь и Олега Ивановича».

Актерам «Ленкома» стало известно о тяжелой болезни Олега Янковского еще в конце ноября. Но все это время здесь надеялись и верили в чудо. И в каком-то смысле чудеса действительно происходили, потому что вплоть до последнего времени, несмотря на тяжелую болезнь, Олег Янковский выходил на сцену «Ленкома» для того, чтобы играть свою последнюю театральную роль — роль в гоголевской «Женитьбе».

Как полагает Александр Лазарев-младший, друг и коллега Олега Янковского, что именно эта роль хоть и ненадолго, но в каком-то смысле продлила жизнь великого актера.

Александр Лазаерв, артист театра «Ленком», народный артист России: «Его выходы на сцену и аплодисменты зрителей, которые его встречали с такой колоссальной любовью, и аплодисменты, когда провожали, я думаю, что наверняка придавало ему еще энергии, в какой-то мере наверняка продлили ему жизнь. Может быть, не надолго, но что-то было».

Увы, для «Ленкома» эта трагическая новость стала лишь очередной в череде последних известий — известий новейшей истории театра. В 94-м году не стало Евгения Леонова — одного из лучших актеров театра, в 2000-м ушел из жизни Григорий Горин — драматург, без которого немыслимы пьесы и киноработы Марка Захарова. А в прошлом году не стало Александра Абдулова — одного из лучших актеров театра. И вот очередная трагическая новость пришла сегодня утром — новость о смерти Олега Янковского.

Сегодня же стало известно о том, что актер будет похоронен уже послезавтра на Новодевичьем кладбище в Москве. И послезавтра же здесь, в «Ленкоме», будет прощание с Олегом Янковским. Оно произойдет в 11 часов дня.

Даже в своем поколении актеров, давшем стране очень многих звезд, Янковский стоял в стороне и словно слегка над. Уникальность, глубина и диапазон его дара позволяли ему быть актером без амплуа. У которого с одинаковой убедительностью и пронзительностью получались и добрый, мудрый волшебник из «Обыкновенного чуда», и циничный подлец Комаровский из «Доктора Живаго».

Единственный образ, который актеру никогда не доверяли — это образ ничтожного, случайного и бесхарактерного человечка. Слишком сильна была у Янковского профессиональная и человеческая энергетика. Тему продолжит корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.

При имени Олега Янковского первое, что рисует воображение, — это, конечно, глаза. Глаза, рожденные для кинематографического крупного плана. Невероятные, которые могли светиться лукавым умом, а могли — умной злостью.

Если существует шкала актерских образов, то тот самый Мюнхгаузен и адвокат Комаровский из «Доктора Живаго» — они на противоположных полюсах. Олег Янковский задал сложную задачу историкам отечественного кино, к нему не прилипает никакое клише, но и подходит любое амплуа.

Правильный красноармеец Некрасов в фильме «Служили два товарища» — это Янковский. Но не потерявшийся и при советской власти циничный делец-адвокат в «Живаго» тоже он. Янковский — и рефлексирующий герой, задыхающийся в душной атмосфере советских 80-х. Роль в картине «Полеты во сне и наяву» — одна из любимых ролей актера. Но роль токаря Игоря в картине «Влюблен по собственному желанию» тоже словно написана на него.

Общепринятое деление на актеров высокого и низкого жанра в случае с Янковским тоже не работает. Хотя и начиналось знакомство с Андреем Тарковским со случайной встречи в коридоре «Мосфильма».

Олег Янковский, народный артист СССР: «Это Тарковский! У меня дрожало все, потели руки. Он говорит: Олег, Вы знаете, я приступаю к фильму „Белый-белый день“, а тогда он назывался, я Вам дам прочесть, правда, читать, может быть, и не нужно. Там надо сыграть моего отца, Вы дико похожи на моего отца, Арсения Тарковского».

В нашем видеоархиве сохранились пронзительные кадры — Олег Янковский на прощании с Евгением Леоновым. Кроме актерского преклонения здесь, очевидно, и человеческая благодарность.

Евгений Леонов в 72-м заметил молодого Янковского на совместных съемках и посоветовал его Марку Захарову. Так началась ленкомовская или даже «захаровская» биография актера из Саратова: 36 лет от роли в спектакле «Автограф 21» до последнего выхода на сцену в «Женитьбе» под аплодисменты зала в день своего 65-летия.

Фильмом «Обыкновенное чудо», а потом «Тот самый Мюнхгаузен» Янковский влюбил в себя последних равнодушных. Одновременно романтическая история и роскошная фига в кармане — он угодил и конформистам, и диссидентам.

Олег Янковский, народный артист СССР: «Для меня бароном Мюнхгаузеном был и академик Лихачев, безусловно, для меня Мюнхгаузеном был и Сахаров, для меня Мюнхгаузеном был Солженицын. Я говорю о такой категории людей. И это были наши ориентиры, мы сделали в этом художественном образе, в Мюнхгаузене, а так люди жили, на этом зиждется наша страна, на таких людях».

Даже на фоне больших потерь последних лет в известие о неизлечимой болезни Олега Янковского было невозможно поверить. Ведь он, будучи одним из последних народных Советского Союза, оставался рядом и в сложные 90-е, когда незыблемых идеалов, казалось, и вовсе нет. И в последних своих работах он не повторился. Роли диаметральные — советский чиновник в «Стилягах» это словно адвокат Комаровский через 40 лет, а потом митрополит Филипп в показанной только что в Каннах картине Лунгина, нравственный антипод царя Ивана Грозного.

Олег Янковский, народный артист СССР: «Если человек верующий, хотя необразованный в этой сложной науке, но верующий. И вот хотелось бы какие-то свои боли привнести».

Павел Лунгин, народный артист России: «Понимающий взгляд, огромная доброта, ум и огромное горе человека, который понимает беду, которая происходит в России, и не может ничего сделать».

В энциклопедии отечественного кино в главе «Выдающиеся актеры XX века» рядом с фамилиями Смоктуновского, Леонова, Евстигнеева появилось еще одно имя.

Читайте также