Первый иностранец у руля «АвтоВАЗа»: за что уволили Бу Андерссона

13.03.2016, 21:43

Видео программы «Акценты недели»

На следующей неделе станет известно имя нового президента «АвтоВАЗа». Имя преемника шведа Бу Андерссона будет объявлено 15 марта после заседания совета директоров концерна.

Основным претендентом называют француза Николя Мора — генерального директора румынской компании Dacia, что является частью группы Renault.

Еще один претендент — Михаил Рябов, гендиректор «Объединенной автомобильной группы», глава завода Lada Ижевск. По слухам, Андерссон считал Рябова своей правой рукой и доверял ему самые знаковые проекты, например, Lada Vesta. Говорят, ему уже провели подробную экскурсию по заводу.

Первый иностранец у руля «АвтоВАЗа» продержался в этом кресле всего два года. Бу Инге Андерссон, которого рабочие называли Борисом Ивановичем, с первых дней выглядел на «АвтоВАЗе» человеком нездешним. Планерки начинал, когда не было еще и 7:00, цеха обходил лично, если на полу находил бумажку или окурок, как рассказывают, не гнушался поднять и выбросить. А потом и вовсе распорядился отремонтировать туалеты и пересадил топ-менеджеров «АвтоВАЗа» с Infiniti на то, что сами производят.

Блок-пакет акций «АвтоВАЗа» — у госкорпорации «Ростех». Ее глава Сергей Чемезов недавно сообщил: большой ошибкой Андерссона было то, что он предпочитал работать с иностранными поставщиками комплектующих, а не с российскими.

Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех»: «Он пошел по самому легкому пути — заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил: с ними нужно работать и заставлять работать их самих».

С поставщиками автокомпонентов Андерссон действительно работал жестко: добивался от них снижения цен, а несогласным быстро находил замену. Так он хотел создать конкуренцию, получать более качественные детали и, конечно, снизить затраты.

Но за прошлый год «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток — 74 млрд рублей. Это в три раза больше, чем в 2014-м. Из-за упавшего рубля иностранные компоненты стали очень дорогими, да и на российские цены тоже росли. Но глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон оправдывал подчиненного: при нынешней ситуации в российской экономике это естественно, что «АвтоВАЗ» теряет деньги. Например, в прошлом году продажи новых машин рухнули конкретно у «АвтоВАЗа» на 31%, а на всем российском рынке — на 36%. Цифры сопоставимые.

Третья претензия к Андерссону — кадровая политика. За два года он уволил 30% сотрудников. Но манеру расставаться в «Ростехе» раскритиковали. Там заявили, что уволенным нужно было помочь с новой работой или переучить их, да и вообще посоветовали шведу быть аккуратнее.

Сергей Асланян, автоэксперт, главный редактор сайта AMSRUS: «В нашей стране не принято увольнять тетю Машу за то, что она плохая, она же тетя Маша. И дядя Петя — он же хороший, а то, что он не работает, это же не так важно. Ну как же можно уволить дядю Петю? А для Бу Андерссона это совершенно непостижимо: почему эти люди должны оставаться здесь на зарплате, если они как минимум здесь не нужны?»

Двухлетнее правление Андерссона точно запомнится, во-первых, тем, что при нем выросло качество продукции «АвтоВАЗа». По собственным данным завода, если в конце 2013 года с конвейера без дефектов сходили 56% машин, то к середине 2015 года — уже 88%. Во-вторых, «АвтоВАЗ» стал чаще радовать покупателей новинками. Впервые у Lada появилась роботизированная коробка передач, при Андерссоне начали производство Kalina Cross, Largus Cross и совершенно новых моделей Vesta и XRay.

Lada XRay меньше всего похожа на те машины, что «АвтоВАЗ» делал раньше. По крайней мере, внешне. Особенно на заводе гордятся передней ее частью, которую называют новым фирменным стилем «АвтоВАЗа» — X-графикой. Так вышло, что меньше чем через месяц после старта продаж XRay крест поставили уже на карьере Андерссона в «АвтоВАЗе».

Какой финал у этой сказки Андерссона, будет понятно уже при новом президенте компании, имя которого должны объявить 15 марта.

Связанные новости

Читайте также